Навигатор для угря

Ради добычи браконьеры готовы превратиться в ихтиандров

Какое бы современное оборудование ни использовали любители незаконной рыбалки, от наказания им все равно не уйти

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. С народной мудростью не поспоришь. Но всегда найдется тот, кто пытается это сделать. Вот и Минское море, так любимое отдыхающими минчанами, давно привлекает не только желающих принять солнечные и водные ванны, но и любителей незаконной рыбалки. Что вовсе не удивительно. Водохранилище регулярно зарыбляется. Только в этом году волонтеры «Большого рыболовного интернет-клуба» выпустили в него почти 700 килограммов рыбы. Соблазнительно для любителя легкого хлеба. Впрочем, не такой он и легкий, учитывая, что на страже охраны природы стоят сотрудники Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь. В один из природоохранных рейдов вместе с инспекторами отправился и я.

…Сергей (имя изменено. — Ред.) вышел в Минское море на закате. Так легче затеряться среди рыбаков, возвращающихся на берег. План браконьера был продуман до мелочей. Еще в 90-е годы Сергей работал в одном из рыбхозов, и этот опыт ему пригодился. О его высокой квалификации свидетельствовало снаряжение: свободно провисающая в воде рамная сеть (так проще обмануть рыбу), удобный крюк-кошка защитного цвета, весла, не дающие бликов, ванночка для быстрой выгрузки улова и даже GPS-навигатор. Все сулило незаконному мероприятию успех. Если бы не появление природоохранной инспекции. Почуяв неладное, Сергей поспешил сбросить сеть с уловом за борт, предварительно отметив точку на GPS. Но это его не спасло. Незаконно выловленная рыба — в руках инспекторов, сейчас решается судьба браконьера. От количества загубленной рыбы зависит, будет ли на него заведено уголовное дело или же он отделается административным штрафом. Но горка из двух десятков судаков затянула килограммов на 30, леща — еще с десяток. Общая стоимость улова превышает 40 базовых величин, а значит, дело будет уголовным. Хозяин сети сразу признал свою вину. Как человек опытный, он уже просчитал приблизительную сумму штрафа за причиненный ущерб и все возможные для себя последствия. Суд наверняка учтет его чистосердечное признание и раскаяние, своевременные выплаты ранее выписанных штрафов, содействие следствию и определит минимальное наказание. А это штраф более чем в 60 базовых величин за рыбу, от 50 — за ловлю сетями. Мужчину заботит только одно: как бы не забрали лодку. Он надеется, что ее оставят ему на ответственное хранение до суда. Но это плавсредство у него все-таки временно изъяли. Впервые с момента задержания браконьер заметно огорчился: при ином раскладе он уже на следующий день мог бы вновь ставить сети.

— Последний раз я брал этого человека в ночь с 6-го на 7 марта 2007 года, — вспоминает Дмитрий Матвеев, начальник третьего отдела оперативного реагирования госинспекции. — Тогда пролежал 12 часов на льду Вилейского водохранилища. Браконьеры были в белых маскхалатах, мы заметили их случайно. Потом я трое суток лежал с температурой 39 оС.

До чего только не додумываются браконьеры. Один из приятелей Сергея до сих пор промышляет угря на Нарочи по весьма оригинальной схеме. Спускаясь под воду с аквалангом, он при помощи GPS-навигатора находит спрятанную на дне острогу и бьет угря. Затем прячет мешок с добычей, сохраняет координаты тайника и выходит на сушу без рыбы и без остроги. Остается отправить лодку в указанное место с любого берега и в любое время. Для того чтобы задержать такого «специалиста», необходимо не худшее техническое оснащение, чем у него.

Госинспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь существует менее десяти лет, но за это время ее сотрудникам удалось значительно снизить уровень бытового браконьерства. Им хватает знаний и опыта, чтобы распутать и не такие замысловатые схемы. В республике всего 268 инспекторов, и каждый из них — уникален. Ни одно учебное заведение не готовит специалистов, которые на высоком уровне знали бы все тонкости охоты и рыбалки, юриспруденции и законодательства, досконально разбирались в оружии и транспортных средствах, находились в прекрасной физической форме. И главное, были бы готовы сутками мерзнуть, мокнуть и недосыпать в рейдах и засадах. Кроме того, это рискованное занятие: при исполнении обязанностей ежегодно гибнет один сотрудник природоохранных служб.

А вот бороться с профессиональным браконьерством должны не только инспекторы, но и наше общество. К примеру, обнаружив запрещенные сети, рыбаки-любители рвут их или сообщают о находке в правоохранительные органы. Однако новую сеть купить не проблема, они продаются на рынках, что только на руку любителям незаконной рыбной ловли.

С первыми лучами солнца заканчивался наш природоохранный рейд. Уставшие, но довольные, инспекторы засобирались по домам. Оставалось только заехать в столичный зоопарк, чтобы сдать конфискованную рыбу. У пеликанов будет пир. А вот браконьеры вряд ли смогут спать спокойно. По крайней мере, до тех пор, пока на страже интересов природы стоят сотрудники гос-инспекции. 

Справка

С начала 2011 года сотрудники Госинспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь провели 6230 рейдов, в ходе которых было выявлено свыше 8 тысяч нарушений, изъято почти 6 тысяч сетей общей длиной более 250 километров и почти 9 тонн незаконно добытой речной и озерной рыбы. Рыбоводным хозяйствам возвращено более 3 тонн похищенной прудовой рыбы. Конфисковано почти 500 единиц огнестрельного оружия, половина из которого не зарегистрирована. Возбуждено более 300 уголовных дел. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter