Наукоемкий «Экран»

Некогда  продукция  этого  борисовского  предприятия  «учила»  летать  самолеты,  а  ныне  содействует  безопасной  эксплуатации  большегрузных  автомобилей  и  другой  автотракторной  техники

Некогда  продукция  этого  борисовского  предприятия  «учила»  летать  самолеты,  а  ныне  содействует  безопасной  эксплуатации  большегрузных  автомобилей  и  другой  автотракторной  техники 

После своего создания в 1975 году НПРУП «Экран» развивалось как предприятие авиационного приборостроения. Здесь был освоен выпуск навигационной техники, предназначенной для установки на борту самолетов. Истребители-перехватчики Су-27, Су-30, Су-33 комплектовались пилотажным комплексом, который помогал летчику успешно справляться с поставленными задачами. 

В начале 90-х годов минувшего столетия эта продукция по известным причинам исчезла с «Экрана». Хотя по некоторым видам авиационной техники предприятие и сейчас сотрудничает с заводами России и Украины. В частности, с фирмой «Антей», Раменским приборостроительным заводом, Уфимским приборостроительным объединением.  

Сокращение заказов вынудило искать приложение своих способностей в иных сферах. Потребности народного хозяйства вывели на новую для республики тематику — автоэлектронику. Начали с малого — с выпуска датчиков уровня топлива, давления, аварийного удаления, засоренности  воздушного фильтра, омывателя стекол с соответствующей арматурой… Эти приборы нужны были МАЗу, Минскому тракторному заводу, «Амкодору», «Гомсельмашу». 

Но самым «заметным» изделием, которое было освоено по конверсионной тематике, стала антиблокировочная система торможения для большегрузных автомобилей. География поставок стала еще шире – к существующим заказчикам присоединились КамАЗ, Уральский автомобильный завод, автобусный завод «Неман». А адаптированный вариант изделия пришелся кстати «Белкоммунмашу». 

Прежде чем добиться такого результата, понадобилась немалая перестройка производства. Ведь изначально завод был ориентирован на единичное производство. Самолеты на конвейерах не делают, это машины штучного заказа. Что касается приборов для автотракторной техники, то их требуется сотни тысяч в месяц. 

Поэтому пришлось закупать новое оборудование, предназначенное для серийного производства. И одновременно создавать конструкторские подразделения, которые бы занимались разработкой новых изделий. Кстати, у специалистов второго КБ уже на выходе АБС для большегрузного прицепа, готовится к выпуску также АБС ПБС – система с противобуксировочной функцией. Это новая версия изделия. 

— Все эти устройства являются следствием требований международных организаций к большегрузным автомобилям, соответствующим стандартам «Евро-3», которые должны быть оборудованы антиблокировочными системами, — поясняет директор предприятия Валерий Касперский. – Это же относится и к автомобилям, которые будут выпускаться по параметрам «Евро-4», «Евро-5». 

Требования безопасности исходят не только от Евросоюза, но и от самих организаций-перевозчиков, страховых компаний, не желающих рисковать перевозимым грузом. Порой очень дорогим. Поэтому специалисты «Экрана» в своих исканиях уже идут дальше. Следующей системой, которая нынче разрабатывается здесь, станет система пневмоподвески. Она будет регулировать уровень кузова, центр тяжести перевозимого груза, другие параметры. На очереди освоение системы управления тягой двигателя. 

Подобные программы не обходятся без поддержки государства. Как подчеркнул Валерий Касперский, по Указу № 313 Президента страны за последние четыре года предприятие получило преференции в размере примерно 4 млрд. рублей. Они уже возвращены бюджету, кроме того, вернулись и в виде столь необходимой для отечественного автопрома продукции. Часть средств была получена также по программам автомобилестроения Союзного государства. Но ее размер значительно меньше господдержки. 

Продукция автомобильной тематики в общем объеме производства превышает теперь 80 процентов. «Ценность» ее прирастает еще и тем, что практически вся она предполагает импортозамещение. И если до сих пор большая часть ее «уходила» в Россию, то в нынешнем году заказов больше от белорусских предприятий. 

Не канула в Лету и авиационная тематика. Конструкторский отдел, который ее вел, сейчас направляет свои знания в разработку нового навигационного изделия под названием «Азимут». По свидетельству главного конструктора завода Александра Шатуна, его уровень на несколько порядков выше, чем у приборов, которые выпускались здесь ранее. И сделан он на качественно иной основе, на базе лазерных гироскопов, что гарантирует более высокую точность определения таких навигационных параметров, как курс, крен, счисление координат местоположения и др. А это означает, что при применении в оборонных изделиях можно более точно определять место нахождения. Широкое применение предполагается и в народном хозяйстве, например, у тех же перевозчиков, где с основной базы можно будет определять место прохождения автофур по трассе.  

В позапрошлом году был испытан опытный образец изделия, недавно – его модернизированный вариант. Есть все основания надеяться, что в ближайшее время он будет принят в производство. 

Разработкой наукоемких изделий занимается в основном молодежь, вчерашние выпускники БНТУ, с которым у предприятия очень тесное сотрудничество, других белорусских вузов. Заводские специалисты отмечают высокий уровень знаний ребят, их жажду к поиску, новаторству. 

Еще несколько лет назад рядовой покупатель больше знал «Экран» по товарам народного потребления. Миксеры, электродрели, фены, тостеры, мясорубки и сейчас остаются в потребительской «обойме». Но, по признанию директора, заниматься этим выгодно только тогда, когда продукция идет серийно, крупными партиями не менее 50 тысяч штук в год. Тем не менее отходить от этой группы товаров здесь не намерены. 

Предприятию предстоит пройти коренную модернизацию. Есть план перевооружения, он рассчитан на четыре этапа. В этой пятилетке в новую технику, оборудование предполагается вложить 9—10 млрд. рублей. Источники – собственные и заемные средства, инновационный фонд. Ведь помимо того, что нужна новая продукция, она должна быть и конкурентоспособная. А основной конкурент борисовского «Экрана» — в Германии, с которым тягаться непросто. Зато, бесспорно, интересно. 

На снимке: электротостер производства НПРУП «Экран».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter