Наука зарабатывать

Сегодня вузы не только учат, но и вполне успешно продают ноу-хау

Сегодня вузы не только учат, но и вполне успешно продают ноу-хау

Вузы во многих странах давно перестали быть просто заведениями, которые обучают. Их роль гораздо шире. И в первую очередь, наверное, это связано с активным развитием вузовской науки, которая играет все большую роль в экономике государств. Высокотехнологичные разработки, интегрированные в производство, поставляющиеся на экспорт, приносят значительные средства в бюджет страны. Например, в развитых странах такие новые знания обеспечивают до 85 % прироста ВВП. А как в Беларуси?

В стране приняты основополагающие документы, задающие стратегические ориентиры развития науки и инновационной деятельности, отмечает первый заместитель министра образования Александр Жук. Это Программа социально-экономического развития на 2011—2015 годы; Государственная программа инновационного развития Беларуси на 2011—2015 годы, в которой упор делается на развитие экспортного потенциала; пошаговая стратегия до 2015 года, предусматривающая увеличение на 200 % доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта. Согласно этим документам экспорт и внутренние затраты на исследования и разработки должны вырасти в 3,5 раза.

Впрочем, вузы и в прошлые годы активно участвовали в научной работе. «Ежегодно вузами выполнялось более 700 заданий 39 государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований, — рассказывает Александр Жук. — Объем их финансирования в 2010 году составил более 36,0 млрд. руб., что почти в 2 раза больше объема 2005 года».

Развивалась в вузах и хоздоговорная тематика. По словам первого заместителя министра, для промышленных предприятий и организаций только в прошлом году вузами выполнялось свыше 10 тысяч хоздоговорных работ с общим объемом в 66 млрд. руб. «В качестве положительного примера, — говорит он, — следует отметить БелГУТ, который проводит целенаправленную работу по решению задач отрасли, и ПГУ — активно работающий для региона. Так, в университете транспорта созданы две отраслевые научно-исследовательские лаборатории. Только в 2010 году по заказу БелЖД они выполнили 97 научных работ с общим объемом финансирования 1330,3 млн. руб., объем работ ПГУ составил более 2,84 млрд. руб. по 390 договорам».

Продукцию вузов страны знают не только в Беларуси, но и за ее пределами. Так, объем экспорта научно-технической продукции за 2006—2010 гг. составил около 19 млн. долл. США почти в 40 стран ближнего и дальнего зарубежья. Лидируют в этой работе БГУ и БГУИР.

Работу по продвижению научно-технических достижений на зарубежные рынки активно ведут созданные 12 совместных центров. В частности, при содействии Белорусского центра научно-технического сотрудничества с провинциями Китая в 2010 году белорусские вузы выполняли контракты с китайскими партнерами на сумму свыше 700 тыс. долл. США, заключили свыше 40 прямых межвузовских соглашений с учреждениями образования Китая. При содействии Белорусско-Венесуэльского центра подписано 9 контрактов на сумму более 5 млн. долл. США.

Вместе с тем есть ряд задач, требующих решения. В их числе — патентно-лицензионная работа. Как отметил Александр Жук, коммерциализация объектов интеллектуальной собственности крайне низка. В 2006—2010 гг. зарегистрировано лишь 23 лицензионных договора на право использования объектов промышленной собственности. С положительной стороны здесь следует отметить НИИ ФХП БГУ, который заключил и зарегистрировал 9 лицензионных договоров. На долю остальных вузов приходится лишь 14. Впрочем, по словам руководителя, есть у проблемы и другая сторона: многие изобретения и патенты носят описательный характер и не могут быть востребованы промышленностью. «Зачем создавать патенты ради патентов? Только ради выплаты разового авторского вознаграждения, защиты диссертации? Необходимо в корне изменить ситуацию в этой деятельности, выработать и реализовывать грамотную экономическую стратегию вуза в области коммерциализации результатов научно-технической деятельности, обеспечить ее квалифицированными кадрами», — подчеркнул он.

В структуре вузов работает сеть инновационных подразделений. Это 3 технопарка и центр трансфера технологий, получившие в ГКНТ статус субъектов инновационной инфраструктуры. Ставится задача эту работу продолжить. Так, речь о создании технопарка ведется в БГУ. «Министерство образования в полной мере будет содействовать созданию и развитию технопарков, центров трансфера технологий и инновационных предприятий при университетах, используя средства отраслевого инновационного фонда и государственного бюджета, выделяемые на развитие субъектов инновационной структуры, — отметил Александр Жук. — Мы вносили предложения по созданию равных условий функционирования для технопарков и свободных экономических зон. Надеемся на поддержку со стороны ГКНТ».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter