Наука убеждать

Над чем работают военные ученые?
Над чем работают военные ученые?

Как в армии может быть создан новый род войск? Лично мне всегда казалось, что подобное масштабное переустройство есть некая историческая целесообразность, помноженная на политическую волю первых лиц государства. Но, оказывается, с подобной стратегической задачей вполне способен справиться коллектив талантливых ученых. И это блестяще подтвердили сотрудники уникального для нашей страны научного заведения — НИИ Вооруженных Сил.

Войска на колесах

— Действительно, в этом году в белорусской армии должен появиться новый род войск — транспортные войска, — говорит начальник научно–исследовательского отдела развития системы тылового обеспечения института Андрей Родионов. — А предыстория этого события весьма интересна. Дело в том, что до сих пор у нас существовали железнодорожные войска, состоявшие из трех достаточно крупных бригад. Некоторое время назад Генеральный штаб Министерства обороны поручил нашему институту выяснить, нужно ли вообще такое воинское формирование в белорусской армии. Первый вывод, к которому мы пришли: поскольку железнодорожные войска являются наступательным родом войск, а республика сейчас придерживается так называемой оборонительной доктрины, то и целесообразность железнодорожных войск вроде бы сомнительна. Но по мере изучения вопроса оказалось, что аналог железнодорожных войск есть в 18 странах мира: в США — бригада, в Англии и Италии — полк, во Франции — рота. А у нас — целых три бригады. Неоправданно много. И вот тогда мы предложили объединить на базе железнодорожных войск все, что касается транспортного обеспечения Вооруженных Сил, — автомобильные, дорожные, мостовые войска, органы военного сообщения и т.д. И всю эту структуру назвать транспортными войсками. Подготовили соответствующую концепцию, выработали конкретные рекомендации, благодаря которым, будем надеяться, вскоре появится указ Президента о создании в Вооруженных Силах нового рода войск.

Застой исключен!

— Мы не даем армии оставаться статичной, — считает начальник НИИ Владислав Синявский, — постоянно стимулируя ее к движению вперед. Сегодня институт состоит из нескольких научно–исследовательских управлений и информационно–аналитического центра. У нас работают 7 докторов и 25 кандидатов наук, еще около 60 человек занимаются разработкой диссертационных исследований. Большое внимание уделяется военно–научному сопровождению всевозможных разработок. Например, сотрудники института принимали участие в создании различных автоматизированных систем управления, ряда систем связи, модернизации широкоизвестного зенитно–ракетного комплекса «Бук» и т.д. Кроме того, мы пытаемся искать новые подходы в развитии системы вооружений.

Но вместе с тем мы стараемся решать и самые насущные текущие проблемы белорусских Вооруженных Сил. Сейчас, например, занимаемся вопросами поиска новых способов и методов хранения вооружения и военной техники.

Мир не знает аналогов

Подробнее рассказать о последней разработке института согласился начальник научно–исследовательского отдела развития системы технического обеспечения Анатолий Федоров:

— Дело в том, что возведенные много лет назад хранилища техники и вооружения в большинстве своем нуждаются либо в капитальном ремонте, либо в окончательном разрушении с последующим строительством новых. Это, естественно, потребует огромных капиталовложений. Мы задались вопросом: а может, стоит определить принципиально новые методы хранения техники — более эффективные и менее затратные? Стали изучать мировой опыт. Сейчас практически повсеместно для хранения техники и вооружения создаются герметичные укрытия, внутри которых прокачивается сухой воздух. Но такой метод очень дорогой и энергоемкий, а для обслуживания специальной установки требуется множество высококвалифицированных специалистов. Еще один метод, впервые предложенный в Израиле, — вакуумирование. Это когда, скажем, танк накрывается неким тентом, а потом оттуда полностью выкачивается воздух. Но применять такой способ в наших условиях можно только ограниченно. Дело в том, что в Беларуси большие перепады летних и зимних температур, при которых как ни откачивай воздух из–под тента, внутри все равно неизбежно будет образовываться конденсат. А влага в таком случае не только сведет на нет всю пользу вакуума, но и усугубит процесс. Если, допустим, положить гаечный ключ в полиэтиленовый пакет, откачать оттуда воздух и оставить на улице, то он заржавеет в два раза быстрее, чем если бы просто лежал на воздухе.

Мы же совместно с Институтом тепло– и массообмена нашли путь, аналогов которому в мире пока нет. Принцип идеи заключается в том, что внутренний климат в помещении для хранения должен регулироваться сразу по двум параметрам — по влажности и по температуре. Это позволит сократить энергозатраты на осушение воздуха практически на порядок. При этом, правда, усложнится сама система управления внутренним климатом, но при современных достижениях в области радиоэлектроники эту задачу достаточно легко решить. Сейчас научные изыскания в этом направлении патентуются и уже года через четыре должен быть создан первый опытный образец, который позволит перевести хранение техники и вооружения в нашей армии на качественно новый уровень...

Что ж, успехи военного НИИ, которых он достиг за короткое время своего существования, позволяют надеяться на то, что арсенал белорусской армии пополнился еще одним слагаемым успеха — научной мыслью. А она в современных условиях ценится никак не меньше грозных истребителей и высокоточных ракет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter