Наука старшего прапорщика

На вокзале военнослужащие 2–й стрелковой роты войсковой части 5524...

На вокзале военнослужащие 2–й стрелковой роты войсковой части 5524 во главе с начальником караула старшим прапорщиком Вадимом Мирошиным встречают особых пассажиров. Из вагона один за другим выпрыгивают стриженые «под ноль» осужденные. Задерживаясь на какое–то время для досмотра, получают приказ двигаться дальше — к специальной машине «автозаку». Теперь в сопровождении военнослужащих части они отправятся в следственный изолятор.


— Мы выполняем серьезные задачи по конвоированию и охране осужденных и лиц, находящихся под стражей, — рассказывает В.Мирошин. — Во встречных, судебных, сквозных и особых караулах. Последние — конвоирование из одного исправительного учреждения в другое тех, кто приговорен к пожизненному заключению или к исключительной мере наказания. Это очень ответственная служба.


И собеседник рассказал об одном случае, который произошел в начале 2000–х. В следственный изолятор из обменного пункта прибыл очередной этап, приступили к высадке заключенных. Первый подозреваемый пошел, второй. А третий за время пути смастерил из шнурков удавку и, улучив момент, набросил ее на шею часового. «Нападе...» — только и успел прохрипеть тот. На помощь сослуживцу бросились коллеги. Подобные ситуации не раз отрабатывались на учебных занятиях, поэтому справились с внештатной ситуацией быстро.


— При досмотре конвоируемых и сейчас находим запрещенные предметы, — Вадим Александрович протягивает журналисту гелевый стержень. — Вот, к примеру. Видите что–нибудь?


Получив отрицательный ответ, начальник караула стал сгибать стержень. Внутри его находилась игла.


— Пытаются провезти лезвия, прячут их в книгах, ботинках, мыльницах — где угодно. Однажды при досмотре наши ребята нашли кусок мыла, в котором была валюта. Для чего она в тюрьме? Чаще всего тайники делают те, кто следует из исправучреждений. Среди наиболее распространенных вещиц, которые можно обнаружить, — заточенные ложки.


Сейчас досмотровая система стала эффективнее благодаря металлоискателям. Об этом наслышаны и преступники, поэтому большинство из них старается не рисковать. За годы работы в подразделении убедился, что здесь мелочей не бывает. Нужно обращать внимание абсолютно на все. Если, к примеру, осужденный нервничает или старается тебя разговорить, наверняка что–то задумал или прячет какую–то вещь. С этого человека глаз лучше не спускать. Привезли как–то в оршанский суд преступную группу, один из обвиняемых вел себя примерно так же. Потом, когда вели его по лестнице, он аккуратно бросил записку с планом побега своему брату. Но у начальника караула глаз на подобные штучки наметан.


Может быть, все эти строки вызовут у кого-то презрительную ухмылку, что вы, мол, хвалите здесь конвойников. Знаем, знаем, Солженицына почитывали... Но представьте на минуту, что некому бы стало исполнять эту, да, тяжелую, да, грубую работу. Кто первый бы закричал: «Караул! Где милиция? Почему меня не защищает?..» Нужная у этих парней работа!


Василина БЕЛЯВСКАЯ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter