Наука продавать

А что сегодня делается для того, чтобы в условиях жесткой конкуренции на рынке рос спрос на отечественную продукцию.
Лет пять назад, когда прилавки наших продмагов победно завоевывала импортная продукция — от йогуртов до пива, думалось, что отечественная пищевая промышленность не устоит под напором конкурентов. Слишком разительным казался контраст яркого и удобно упакованного завозного продовольствия с нашим, блеклые этикетки на пакетах которого невольно навевали грустные мысли о подобном же содержимом. Но альтернативу раскрученным импортным маркам сначала предложили наши молочные заводы, чуть погодя ответные шаги предприняли мясокомбинаты, позже к ним присоединились пивзаводы и кондитерские предприятия. А что сегодня делается для того, чтобы в условиях жесткой конкуренции на рынке, обусловленной многообразием ассортимента продуктов питания, рос спрос на отечественную продукцию, от реализации которой зависит не только наполнение государственной казны, но также занятость и доходы тысяч наших сограждан? Об этом обозреватель «СБ» Лилия ХЛЫСТУН беседует с заместителем Премьер–министра Иваном БАМБИЗОЙ.

— Иван Михайлович, какие шаги предпринимаются Правительством по повышению конкурентоспособности продукции отечественной перерабатывающей промышленности?

— Главные решения направлены на улучшение ее качества, начиная с сырья и заканчивая готовым продуктом. Без этого наши предприятия не смогут конкурировать на мировом рынке. Да, сегодня перед нами уже не стоит проблема обеспечения продовольственной безопасности государства. Она решена. На протяжении последних трех лет наблюдается положительная динамика в сельском хозяйстве: растет производство молока, мяса, зерна, технических культур. Соответственно требуется ускоренная переработка этого сырья в конечный продукт высокого качества. Вот почему наряду с реализацией программ по росту производства сельхозпродукции мы одновременно проводим модернизацию и техническое перевооружение перерабатывающих предприятий. За счет этого и происходит импортозамещение. Иными словами, чтобы не тратить валюту на закупку товаров, которые можем произвести сами, государство вкладывает деньги в развитие предприятий. Работа, начатая два года назад, уже дает плоды. Проведено переоснащение молокозаводов и мясокомбинатов в Минске, завершается этот процесс в областных центрах. Значительный шаг вперед сделали сахарная, масло–жировая, табачная отрасли. К примеру, совсем недавно в магазинах появились новые сигареты Гродненской табачной фабрики, рассчитанные на среднего покупателя. Это продукция совершенно нового образца и качества, которая, думаю, с успехом заменит импортные аналоги.

Вообще, за счет расширения ассортимента перерабатывающим предприятиям удалось повысить выход товарной продукции с единицы сырья, улучшить ее качество, внешний вид, заработать деньги. Кроме того, одновременно проводим реструктуризацию отраслей, уточняем специализацию предприятий. К примеру, учитывая растущий спрос на сыры, хотим увеличить их производство. Результатом модернизации пивоваренной отрасли, которую планируется завершить к концу года, станет то, что из 15 действующих пивзаводов останутся 10 — те, что смогут производить этот напиток по самым высоким стандартам. Естественно, помочь предприятиям в этом должны крестьяне, вырастив высококачественный ячмень. В прошлом году они впервые полностью обеспечили сырьем потребности пивоваров, однако вопросы его качества по–прежнему актуальны. Ведь сегодня именно качество продукции, а не объемы — главное условие ее востребованности на рынке. И у наших перерабатывающих предприятий одним из главных козырей является работа на натуральном сырье, без применения добавок. Это, кстати, оценили наши российские партнеры, которым мы поставляем мясо–молочную продукцию. Дальнейшее углубление переработки — задача на ближайшие годы. Большая работа предстоит, например, по переоснащению консервной и картофелеперерабатывающей отраслей, продукция которых пока отстает от современных требований. Все эти вопросы будут обсуждаться на одном из ближайших заседаний Президиума Совмина, на котором планируется рассмотреть Программу технического перевооружения перерабатывающей промышленности на период до 2007 года.

— Тем не менее при всех достоинствах отечественной продукции многие директора предприятий жалуются на проблемы с ее реализацией, обусловленные засильем импорта. Недавно, например, «СБ» рассказывала о том, что печенье минской фабрики «Слодыч» невозможно купить на минских рынках...

— К сожалению, местные органы власти порой безучастно относятся к присутствию отечественной продукции на внутреннем рынке, не работают с торговыми организациями, предпринимательскими структурами. Хотя те же управления торговли облисполкомов, райисполкомов, контролирующие поставки товаров в торговую сеть, должны быть заинтересованы, чтобы в магазинах и на рынках как можно полнее были представлены свои, а не завозные товары. Это не только выполнение задания по их реализации, но и защита внутреннего рынка от продукции низкого качества. Не секрет, что импортная продукция зачастую и дороже, и хуже по своим характеристикам. Но продавцы, устанавливая на более дорогой завозной товар торговую надбавку, получают больший доход от ее реализации. Отсюда и интерес к ней. Конечно, потребителям необходимо обеспечить право выбора, однако приоритет должен оставаться за отечественной продукцией. Такова мировая практика. Многие государства защищают свой рынок методами тарифного и нетарифного регулирования — через квотирование импорта, установление высоких таможенных пошлин и т.д. Мы сегодня также пытаемся защитить свой рынок от контрабанды, «серого» импорта, подделок. С 1 марта, например, введена маркировка пива. В Правительстве разработан декрет Президента по обращению алкогольной продукции, предусматривающий жесткую борьбу с подделками и контрабандным товаром. Если он будет принят, с этими явлениями, надеюсь, в государстве будет покончено.

С другой стороны, директорам наших предприятий не стоит ждать, пока кто–то придет и заберет их продукцию. Надо создавать представительства в крупных городах, работать на долгосрочной основе с торговыми организациями, возможно, предоставлять им какие–то дополнительные преференции, заключать договоры с индивидуальными предпринимателями, словом, проводить гибкую маркетинговую политику, развивать рекламную деятельность и, разумеется, выходить на внешние рынки. Как бы мы ни хотели, но потребление продуктов питания на внутреннем рынке с учетом нынешней демографической ситуации растет не более чем на 3 — 5 процентов в год, да и то в основном за счет расширения ассортимента. Поэтому экспорт — хороший шанс для каждого перерабатывающего предприятия увеличить реализацию продукции и заработать деньги. А государство будет и дальше создавать экономические условия для расширения производства товаров и их продажи.

— Иван Михайлович, какими ожидаются итоги первого квартала для перерабатывающих предприятий?

— Учитывая, что крестьяне примерно на 19 — 20 процентов увеличили производство молока, на 9 — мяса, условия для роста объемов выпуска продукции в перерабатывающей промышленности вполне благоприятные. Динамика складывается положительная, и сомнений в том, что прогнозные показатели будут выполнены, нет. Производить мы уже научились — и по объемам, и по качеству. Сейчас главная задача — научиться продавать, что в рыночных условиях не менее важно. И руководителям предприятий, и представителям местной власти стоит проявлять больше активности и взаимодействия в продвижении отечественной продукции на рынке. Иначе за них это сделает кто–то другой...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter