Наука правильных вложений

Поговорим о главном — о деньгах. По данным статистики, их у населения стало больше, причем не только в бумажном исчислении, но и в реальном...
Поговорим о главном — о деньгах. По данным статистики, их у населения стало больше, причем не только в бумажном исчислении, но и в реальном. А это значит, что объем благ, которые могут себе позволить наши граждане, расширился. Почти на 16 процентов, если считать по первому полугодию. Это само по себе хорошо. Надо только решить, куда направить «лишние» средства.

Вариантов достаточно. К счастью, проблема, изводившая в свое время миллионера Корейко, в нашем обществе давно снята — тратить можно много и по–разному. А можно и не спешить и сделать запас на лучший день. Вот только как и в чем? После банковских катаклизмов недавнего прошлого, бушевавших под аккомпанемент суперпрожорливой инфляции, у многих по отношению к своим кровным появился специфический инстинкт. Предпочитают поменять рубли на валюту, положить под коврик и спать спокойно, радуясь, что деньги рядом с хозяином. Но здесь начинается интересное.

Не совсем понятно, какую валюту брать. Евро после канители вокруг референдумов ушел в нокдаун. Доллар вроде бы крепко стоит на ногах, да вот не растет, что некоторым обидно. Зато свой рубль держится молодцом, а помогают ему в этом положительное сальдо внешней торговли, ну и непосредственно руководство Нацбанка, проводящее такую политику, чтобы люди верили в свои дензнаки. И не прятали их под коврик, а несли на депозиты, вливая таким образом свежую кровь в наше производство в виде кредитов.

Конечно, большой куш на банковских вкладах нынче не сорвешь. Ставки по рублевым депозитам приближаются к валютным и в следующем году составят 8 — 10 процентов. Отнимем 7 — 9 процентов, которые прогнозирует Правительство по инфляции, — доход получается не большой, зато надежный. «Халяву» же хорошо ловить, когда штормит вокруг. А у нас в экономике благо более или менее спокойно.

Идем дальше. Не все хотят откладывать сладкую жизнь на завтра, кто–то стремится жить ею сегодня (что естественно — люди ведь разные). Но здесь тоже много интересного. Банкиры называют это явление «проеданием золотовалютных резервов». О чем речь? По крайней мере, не о бананах и кофе. Эти продукты приходится закупать за границей, понятное дело, не за рубли. На сегодняшний день недостатка в экзотике на столах белорусы не испытывают. Страна может себе это позволить, и ничего зазорного в том нет. Своих бананов и кофе у нас не было и не будет. Волнует другое. Наше производство не поспевает удовлетворять растущий платежеспособный спрос со стороны граждан. Темпы производительности труда отстают от темпов роста доходов. Что в этом случае делают потребители? Правильно, вкладывают деньги в импортную продукцию — одежду, телевизоры, холодильники и проч. полезные предметы, которые производятся и у нас.

Производятся–то они производятся, да законы рынка таковы: человек не будет покупать несвежие бананы, если может позволить себе свежие. В высококонкурентной экономике производитель в лепешку расшибается, чтобы ублажить потребителя и «завоевать» его деньги. А большой сегмент наших предприятий (не будем конкретизировать, каких именно) зачастую напоминает неповоротливых «броненосцев», которых легко обходят маневренные чужеземные «джонки». И это не мои оригинальные мысли — об этом говорят и в Нацбанке, и в Минэкономики, а там рыночную конъюнктуру знают не понаслышке. Проблема ведь еще и в том, что отставание от нужд потребителя сегодня может обернуться тем, что завтра произведенная продукция будет интересна разве что заведующему складским помещением. А такой расклад нам не нужен.

Пока «слабые» отрасли защищены от наплыва импортной продукции оборонительными сооружениями в виде импортных пошлин и квот. Но по мере вхождения страны в открытые двери Всемирной торговой организации, сооружения эти придется демонтировать. Времени осталось немного — цейтнот, как говорят шахматисты.

Имеется ли выход для неконкурентоспособного производства? Специалисты говорят — имеется. Грамотно акционировать. Перевооружить. Перепрофилировать, если надо: не получается выпускать, скажем, велосипеды, давайте выпускать газонокосилки, главное, чтобы они были востребованными. Заодно в стране будет развиваться фондовый рынок. У населения появятся новые возможности для размещения денежных средств.

...Не побоюсь высоких слов — но у нашей, ориентированной на экспорт экономики впервые за много лет появился исторический шанс — прыгнуть на качественно новую, более высокую ступеньку развития. «Проедать» этот шанс на импорте того, что можем делать сами, неразумно. Как недавно заявил журналистам глава Нацбанка Петр Прокопович: «Если бы мы эти 500 или 600 млн. долларов (взятых с нашего положительного сальдо. — В.В.), которые тратим на импорт товаров, направили на развитие своего отечественного рынка, естественно, создали бы больше рабочих мест, была бы выше и зарплата». Золотые, в смысле золотовалютном, слова...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter