
Помощь на всех этапах
Первое впечатление при встрече — недавняя студентка. По факту практикующий более 10 лет врач-стоматолог — кандидат медицинских наук, доцент кафедры оториноларингологии с курсом офтальмологии и стоматологии Гомельского медуниверситета. Видя мое удивление, доктор сходу объясняет, как это все успела к 34 годам:— Колоссальная поддержка на всех этапах! Сначала во время обучения в Витебском государственном ордена Дружбы народов медицинском университете, где на третьем курсе наставники, можно сказать, влюбили меня в науку. А закрепить эту тягу к исследованиям, выйти на собственные инновационные разработки и защитить кандидатскую помог научный руководитель — доцент кафедры клинической микробиологии ВГМУ Виталий Константинович Окулич. В Гомельском государственном медуниверситете, куда пришла работать, для меня новое направление открыл Дмитрий Викторович Тапальский. Всесторонняя помощь заведующей кафедры оториноларингологии Ирины Дмитриевны Шляги и ректора вуза Игоря Олеговича Стомы. И, конечно же, государственная поддержка, без которой ни одну из идей не удалось бы реализовать.
Толчок к исследованиям
Огромной удачей считает, что начинала как практикующий доктор. Работа в поликлинике с пациентами научила видеть проблемы, которые нужно и можно решать врачам, если подключить науку. Это и дало толчок продолжать исследования, успешно начатые в студенческие годы.Сейчас Наталья работает на стыке дисциплин — стоматологии и микробиологии. Именно в этом сегменте, считает, много открытых вопросов, на которые нужны ответы практикам. Как раз в тему один из последних проектов молодого ученого по созданию стоматологического биореактора, который с 2023 года она реализует при поддержке Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований.Объясняет, в чем суть инновационной разработки:
— Биореактор — устройство, которое представляет собой проточную систему, где искусственно воссозданы условия полости рта с движением слюны, возможностью добавления в систему различных компонентов: глюкозы, иммуноглобулинов, антибактериальных и антисептических растворов. Что это дает? Возможность тестировать различные материалы и покрытия, не привлекая для этих целей лабораторных животных и волонтеров, что в настоящее время наиболее часто практикуется. И делать это более эффективно. Тем самым, с одной стороны, мы решаем этические проблемы. С другой — получаем в свое распоряжение отечественную универсальную систему, позволяющую оперативно проводить актуальные для пациентов исследования в стенах университетов и учреждений, разрабатывать собственные покрытия и материалы и в дальнейшем применять их на практике.
За одним проектом — другой
Базой для научной работы стала микробиологическая лаборатория вуза. Устройство запатентовано и уже применяется на практике. В частности, биореактор используется в Гомельском государственном медуниверситете, Гомельском областном центре гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, Белорусском государственном медицинском университете. Этот проект сейчас на этапе завершения. А очередной новый — уже на старте. Речь идет о создании учебно-методического комплекса по дисциплине «Оториноларингология и стоматология» для студентов лечебного факультета третьего и четвертого курсов. Именно эта образовательная инициатива получила грант Президента в январе 2025 года. Преподаватель рассказывает, почему возникла острая необходимость в таких пособиях:— Сегодня среди приоритетов здравоохранения — профилактика и раннее выявление онкозаболеваний. С этим акцентом не так давно в программе третьего курса лечебного факультета медицинских вузов получила новое название дисциплина «Оториноларингология и стоматология». Да, есть пособия узкой направленности, предназначенные для будущих стоматологов и оториноларингологов, где дисциплины изучаются глубоко. Но целевых для лечебного факультета, где нужны только базовые практикоориентированные знания, пока недостаточно. Задача — создать пособие, где емко, концентрированно и просто будут представлены материалы именно для студентов-«лечебников». При этом упор будет сделан на онконастороженность. Необходимо дать такой объем информации, который позволит после изучения дисциплины выстроить маршрутизацию пациентов с проблемами полости рта уже на самых ранних этапах. Чтобы врачи общей практики знали и понимали, какой диагноз предварительно поставить, к какому специалисту направить и тем самым предупредить развитие серьезного заболевания.
Работать над учебно-методическим комплексом на протяжении этого года будет коллектив кафедры оториноларингологии с курсом офтальмологии и стоматологии медуниверситета. Проект включает учебное пособие с базовыми знаниями для освоения практических навыков, а также задачи, тесты как инструменты контроля, и методические рекомендации. То, что комплекс станет существенным подспорьем для студентов, Наталья Колчанова уверена на 100 процентов:
— Сегодня при подготовке к этой дисциплине, к примеру, третьекурсникам Гомельского медуниверситета нужно самостоятельно проштудировать несколько учебников, чтобы взять оттуда самое необходимое. В нашем комплексе все будет разложено по полочкам и полностью привязано к практике. Студентам потребуется гораздо меньше времени на подготовку, и это без потери качества образования. А еще, возможно, для кого-то из ребят такое знакомство с дисциплиной «Оториноларингология и стоматология» станет и шагом в науку.

Увлечь студентов
Преподаватель вуза знает, о чем говорит. В свое студенческое время увлеклась исследованиями с легкой руки университетских наставников. Теперь также заражает страстью к науке уже своих студентов. Среди них — пятикурсница лечебного факультета Татьяна Приходько, первым научным руководителем которой Наталья Колчанова стала два года назад. Под ее наставничеством студентка взялась за написание научной работы об уровне информированности населения Беларуси по использованию антибиотиков. Татьяна делится, почему вдруг загорелась этой идеей:— Во-первых, Наталья Эдуардовна как преподаватель интересный и совершенно искренне болеющий своим делом. Захотелось поработать под ее началом. Во-вторых, тема очень актуальная, касается абсолютно всех областей здравоохранения. Антибиотики используются при лечении самых разных заболеваний. И важно знать, насколько пациенты грамотно принимают такие препараты, всегда ли ориентируются на назначения врачей. Для того чтобы увидеть картину полностью в разрезе страны, провели масштабное анкетирование при участии медучреждений республики, опросив более 1,5 тысячи респондентов. Также в наши исследования включился Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России. Работать было очень интересно. И то, что проект недавно высоко отметили на Республиканском конкурсе научных работ студентов, конечно же, стимулирует двигаться дальше. Без науки я уже себя не представляю. Собственно, наставник меня и убедила в том, что, если глубоко вникаешь в тему, ищешь решение проблемы, ставишь для себя самые амбициозные задачи, сделать можешь гораздо больше и гораздо больше принести пользы людям.
draluk@sb.by