Наука особого назначения

(Окончание. Начало в №54)

(Окончание.Начало в №54)


А.Лазаревич: Поэтому нам в области гуманитарного научного производства нужны не «заводы»–гиганты и не «кустарные мастерские» при кафедрах, а сеть современных мобильных «фабрик мысли», хорошо управляемая и подчиненная, может быть, напрямую Администрации Президента. И если речь идет о том, что гуманитарная наука не оправдывает ожиданий, то давайте делать так, чтобы наши институты получали четкие задания от конкретных ведомств, получали бюджет на выполнение именно этих работ и отвечали за качество исполнения.


В.Гигин: Надо признать честно, что за последнее время университетская наука заметно сдала свои позиции. Вопрос в учебной нагрузке. Она совершенно разная у профессора на Западе и у нас. Там профессор, занимающийся серьезными исследованиями, проведет в неделю одну — две лекции и дальше работает в своей лаборатории. Он не бегает, как наши доценты, по аудиториям, не закрывает часы, не носится с кипой бумаг, отчетов, не ведет воспитательную, кураторскую работу. На исследования просто времени не остается.


А.Лазаревич: А кто–то думает, что, расформировав Институт философии, в котором работают всего 45 человек, он сэкономит серьезные деньги для бюджета. И я далеко не уверен, что в таких условиях можно было бы реализовать те государственные проекты, над которыми мы сегодня работаем.


А.Цыганов: Отделение гуманитарных наук и искусств у нас сравнительно небольшое. В его составе институты социологии, философии, языка и литературы, искусствоведения, этнографии и фольклора, экономики и истории. Их исследования широко используются во многих сферах, в том числе и в системе образования. В основе учебников, учебных пособий для вузов и ссузов лежат фундаментальные научные исследования ученых Академии наук. Многие учебники и учебные пособия созданы в соавторстве с учеными университетов, методистами и учителями. Мы также являемся рецензентами учебных программ, учебных планов. Нельзя не отметить и тот факт, что именно исследования и разработки гуманитарного отделения академии положены в основу нашей идеологии. Социологический мониторинг, проводимый учеными Института социологии, ложится в основу управленческих решений. Как на уровне государства, так и на уровне различных госучреждений.


В.Гигин: Без использования результатов социологических исследований невозможно принимать управленческие решения, двигаться вперед. Другое дело, что у нас многие разработки и социологов, и политологов оказывались невостребованными на протяжении ряда лет. И в результате, как мне кажется, некоторые ученые утратили навыки практического применения своих знаний. Можно, конечно, передать гуманитарную науку в вузы. Но нам при этом придется столько сломать, что еще неизвестно, насколько эффективной будет новая система и что будет на месте сломанного.


И.Котляров: В США, например, без данных социологов никто, скажем так, шагу вперед не сделает. Они выполняют исследования и для государственных политических и экономических учреждений, и для кандидатов на выборные должности, и для частных компаний.


«СБ»: Иногда ученых критикуют за то, что их статьи носят созерцательный характер: описывается, скажем, негативное явление и дается оценка. И все. Конкретных выводов, рекомендаций, как с ним бороться, нет.


А.Лазаревич: Не могу согласиться с тем, что в наших работах отсутствуют конкретные выводы и предложения. Количество актов внедрения результатов нашей работы в образовании, в идеологической, в экологической областях и т.п. — измеряется десятками. Экспорт научных услуг, к примеру, Институтом философии также за последние годы возрос в несколько раз. И не абстрактные рассуждения мы продаем за рубеж, а конкретные методики, востребованный аналитический продукт.


А.Цыганов: Наши философы и историки вносят огромный вклад в патриотическое воспитание молодого поколения. Причем работы их на очень высоком уровне выполнены. Это не только мое мнение. Это мнение наших российских и украинских коллег. И не только их. Возьмем, к примеру, учебники по истории Великой Отечественной войны, созданные в сотрудничестве с учеными Института истории. У меня нет оснований им не верить. Это лучшее, что создано не только на постсоветском пространстве, но и во всем мире.


А.Коваленя: Отмечу, что учеными Академии наук подготовлена концепция таких национальных музеев, как музей археологии, музей Национальной академии наук, музей Беловежской пущи...


В.Данилович: Концепцию Национального исторического музея мы разработали фактически на общественных началах.


А.Коваленя: Не так давно приезжали польские ученые, очень удивлялись и восхищались нашими разработками. И все это сделали мы собственными силами наших специалистов: историков, этнографов, культурологов, художников. А как завидовали поляки и литовцы, когда увидели «Большой исторический атлас Беларуси», энциклопедию Великого княжества Литовского, книги метрик ВКЛ. Об этом говорил посол Литвы руководителю нашей Академии наук. Сейчас мы издали первую книгу истории белорусской государственности. Ни у украинцев, ни у россиян, ни у поляков нет подобного издания. Уверен, силами ученых кафедр университетов вряд ли было бы это возможно сделать.


А.Лазаревич: Президент в одном из выступлений высказал обеспокоенность, что наша белорусская история может раствориться в польской и литовской истории. Есть немало мыслителей, политических деятелей, деятелей искусства, культуры, которые жили и работали и у нас, и у них. Но, как оказывается часто, они «принадлежат» только их истории, а не нашей. Поэтому наш институт сегодня работает над проектом издания 6–томной «Истории философской и общественно–политической мысли Беларуси. С древнейших времен до современности». Уже первые два тома вышли. К нему также будет подготовлено и 6 томов «Антологии».


В.Данилович: Уровень работ действительно очень высок. Подавляющее большинство из них не имеют аналогов в отечественной и зарубежной исторической науке, а значит, являются инновационными. Как, например, «Большой исторический атлас Беларуси», первая книга фундаментальной коллективной монографии «Гiсторыя беларускай дзяржаўнасцi ў канцы XVIII — пачатку XXI ст.» и так далее.


За последние 5 лет коллективом нашего института, в котором трудятся 7 лауреатов Государственной премии, подготовлены и опубликованы 81 монография, 58 сборников научных трудов и материалов конференций, 64 учебника, учебных и учебно–методических пособий, 176 атласов и карт, 14 брошюр, 17 археографических изданий.


А.Коваленя: Мы недавно отправляли своих молодых археологов на стажировку во Францию на 3 месяца. По приезде они мне сказали, что многим вопросам методики проведения археологических исследований не нам надо у них учиться, а им у нас. Но общаться с коллегами из других стран нужно постоянно. Обмениваться опытом, работать с архивами. Ведь в основном большинство важных для нас исторических документов находится в архивах России, Польши, Литвы, Украины.


В.Данилович: Мы часто говорим об активизации сотрудничества с зарубежными научными организациями, выполнении работ на полученные гранты зарубежных фондов. Но к этим вещам, я считаю, нужно относиться с очень большой осторожностью. Ведь грантодатели, выделяя деньги, требуют, чтобы историю мы представили так, как они хотят.


А.Лазаревич: К сожалению, нашим молодым исследователям легче получить грант из–за рубежа, чем найти источник финансирования в своей стране.


В.Гигин: В 2009 году, по–моему, СТВ снимало фильм, посвященный 70–летию воссоединения с Западной Белоруссией. Некоторые гродненские историки приводили примеры о том, какой была польская оккупационная политика, рассказывали о страшных фактах жутких расправ над повстанцами во время Скидельского восстания. Когда их попросили рассказать все это перед телекамерой, они категорически отказались. Причина, оказывается, в том, что они боялись, что после этого им Польша не даст въездную визу, не допустит к архивам. Да и на гранты можно не рассчитывать.


А.Лазаревич: Но в целом восприятие Беларуси на Западе, исключая политиков, — не хорошее и не плохое. В сознании людей это по большей части все еще «белое пятно» на карте. В какой цвет будет «раскрашено» это пятно, во многом зависит от людей науки и культуры. Очень важно показать, что Беларусь — это не только драники, зубры и — в лучшем случае — Мирский замок. Это более тысячи лет словесности и духовной культуры. Это оригинальные философы, ученые, в том числе внесшие весомый вклад в культуру других стран. Долгие годы и десятилетия об этом мало кто вспоминал, разве что в научных кругах.


Я уже отмечал, что мы издаем «Историю философской мысли Беларуси», «Историю эстетической мысли Беларуси». Этих книг не найти в свободной продаже, за ними охотятся в Украине, Польше, Литве, других странах. А недавно мы задумали идею серии ярких, рассчитанных прежде всего на молодежь, видеороликов, рассказывающих о жизни и творчестве выдающихся деятелей интеллектуальной истории Беларуси. Такие ролики можно не только размещать на телевидении, но и продвигать через YouTube.


В.Данилович: Мы считаем актуальной подготовку серии популярных изданий для детей — «Страницы истории и культуры Беларуси», в которой с привлечением историков, литераторов, филологов, художников, культурологов, фольклористов и этнографов должно быть доступно и занимательно изложено богатейшее белорусское историко–культурное наследие. Работаем и по многим другим направлениям...


А.Коваленя: Газеты не хватит, чтобы все перечислить.


А.Лазаревич: Да, недавно высказал Президент упрек обществоведам, что они не исследуют проблематику евразийской интеграции, не разрабатывают практические рекомендации по тем или иным направлениям. Мы откликнулись мгновенно. Создали центр стратегических европейских и евразийских исследований. Сейчас готовим аналитический доклад руководству Академии наук и других государственных органов. У нас очень много публикуется работ именно по самым важным проблемам как внутри страны, так и в мире. Другое дело, если этого кто–то не хочет замечать.


В.Гигин: Претензии предъявлять ученым необходимо. Но, чтобы этого не было, нужно ставить перед ними конкретные задачи. А наши управленцы со своей стороны должны научиться пользоваться их рекомендациями. Знаю, что у нас было очень много разработок, которые касались таких тем, как поиск национальной идеи, актуальных политических и социальных проблем. В «Беларускай думке», например, было несколько публикаций, которые еще за 2 — 3 года до наступления кризисных явлений указывали на слабые места в белорусской экономике. И предупреждали о возможности возникновения серьезных трудностей в экономике при неблагоприятной экономической конъюнктуре. Но они оказались невостребованными.


И.Котляров: Все верно. Ведь использование рекомендаций ученых–гуманитариев приносит не только социальный эффект, но и в ряде случаев экономический.


В.Гигин: Человек, условно говоря, может с отличием окончить БНТУ, стать хорошим инженером–строителем. Но это не значит, что он сможет эффективно управлять районом. Здесь задачи совершенно другого уровня. А с помощью ученых он, исходя, например, из социологического паспорта своего района, из других данных социологических исследований в том или ином направлении, мог бы значительно быстрее и качественнее выполнять свою работу. Неумение применять научные исследования в своей практической деятельности — это беда нашего управленческого аппарата.


«СБ»: В этом плане мы серьезно отстаем от развитых стран мира.


И.Котляров: Совсем недавно в нашем институте мы открыли новую специальность — «Политическая социология». Создали соответствующее структурное подразделение, ввели эту специальность в аспирантуру, в совет по защите. И сейчас у нас полным ходом идет подготовка специалистов этого профиля. И, как оказалось, очень и очень востребованная специальность.


А.Цыганов: Когда я работал ректором Белорусской сельскохозяйственной академии, мною было принято решение о создании у нас социологической лаборатории, которая бы проводила мониторинг качества аграрного образования. Сейчас, отмечу, она выросла до уровня республиканской. Без данных ее исследований принимать меры по совершенствованию учебного процесса, повышению качества образования было бы просто невозможно.


В.Гигин: А вот производственная социология — социометрия, к сожалению, у нас практически умерла. Хотя сегодня мы все чаще слышим вопросы: почему не хватает одних специальностей и избыток других, почему в производственных коллективах такие подвижки, движения, почему стала расти текучесть кадров? Чаще всего вызывают идеолога и ставят задачу обеспечить кадровую стабильность.


Бывает, ученый сам дарит чиновнику написанную им книгу по самым актуальным проблемам. Чиновник повертит ее в руках, откроет — закроет, скажет, что книжка очень хорошая, и положит ее на полку в самый дальний угол.


В.Данилович: А тем временем книжный рынок Беларуси заполонили зарубежные издания, в которых историческое прошлое нашей страны подается через призму государственности других стран, где событиям, происходившим в Беларуси, или нет места, или они описаны с позиций других государств. Это создает у массового читателя неадекватное представление об истории нашей страны.


В.Гигин: В политологии, как мы знаем, изучаются политические режимы: авторитаризм, тоталитаризм и демократия. Причем изучаются в том классическом виде, в каком во всей Европе их уже давно не изучают. Читает, допустим, наш студент раздел об авторитаризме. А там пишется, что авторитаризм — это диктатура и так далее. Сопоставляя прочитанное с действительностью, он видит, что немало признаков авторитаризма наблюдается в политической реальности. Ну и какой из него политолог получится? Почему бы нам не освоить другую методику — сравнительную? Нужно объяснять студентам, что в чистом виде политические режимы не существуют. И что авторитарные тенденции, особенно в периоды выхода из кризиса, не только не плохи, а, наоборот, являются, возможно, одним из наиболее эффективных средств. Проявлялись они и в США в начале 30–х годов ХХ века во время правления Ф.Рузвельта.


И.Котляров: Недавно Президент поставил задачу модернизации политической системы. Понятно, что без соответствующей теоретической проработки модернизация не даст ожидаемого эффекта. Предполагается, например, что после перехода от мажоритарной избирательной системы к пропорциональной или смешанной роль политических партий в обществе возрастет. Но возникает вопрос: а смогут ли партии в своем нынешнем виде и состоянии выполнять хотя бы какую–то роль в политической жизни? Рейтинг всех без исключения 15 политических партий колеблется от 0,3 до 1 процента. И что же это за политическая сила, которую поддерживает всего 1 процент населения?


В свое время у нас в стране существовала Партия любителей пива. И она в наших опросах получала до 10 процентов голосов. Случись выборы в Парламент по такой избирательной системе, в нем могло быть до 10 процентов депутатов от этой партии. И стоит ли ради этого менять избирательную систему? Прежде всего партии должны быть социально ответственными. Среди них не должно быть таких, которые стремятся уничтожить белорусскую государственность, разрушить политический строй и экономику страны.


«СБ»: Судя по всему, в гуманитарной науке в целом все нормально, нужно только несколько, так сказать, остудить пыл технократов?


В.Гигин: Нет, не совсем так. Проблем хватает. Например, при защите диссертаций нередко можно видеть, что работы опираются на очень слабую методологию. Либо вообще на никакую. Методы не используются при проведении исследований, а просто повторяются в тексте, как мантры. И как результат — их невостребованность. Вторая проблема — диссертабельность. Это когда тема определяется не по степени общественной важности и значимости, а по проходимости через совет ВАК. Мы столкнулись с тем, что по самым актуальным, самым острым проблемам становления белорусской государственности нет ни одной диссертации. Например, по древнерусской государственности, по государственности Беларуси в период Великой Отечественной войны. Далее. Восстания Костюшко, Калиновского на территории Беларуси. Я знаю одну диссертацию, которая касалась проблем политической борьбы периода середины XIX века. Но восстание 1863 года в ней вообще не было упомянуто. А потому что это место в работе вычеркнул научный руководитель. Сказал, что это проблемная тема и лучше ее вообще не касаться. Хотя в целом, надо признать, диссертация была хорошей.


А.Лазаревич: Очень трудно сегодня защищаться по социально–гуманитарным темам. Мы в этом плане по ряду показателей уступаем нашим коллегам в Украине, России, Польше, Прибалтике. Там есть доктора наук и в 30 — 35 лет. И я вижу, как теряется уверенность у магистрантов, аспирантов в том, что они смогут защитить свою тему. И такие опасения небеспочвенны, если судить по статистике прохождения диссертаций, к примеру, по философии, истории и так далее.


И.Котляров: У нас численность сотрудников постоянно снижается. На весь институт остался только один специалист по межконфессиональным отношениям. Хотя мы видим, что сегодня происходит в мире.


А.Коваленя: Сегодня, по нашим подсчетам, на 10 тысяч жителей Беларуси приходится около 9 ученых–гуманитариев. В России — около 20, в Англии — порядка 100. К сожалению, по этому показателю мы занимаем одно из последних мест среди развитых стран мира.


В.Гигин: Не будет своих обществоведов — придется пользоваться результатами исследований зарубежных. Понятно, куда мы придем таким путем.


А.Коваленя: Раньше нашим ученым приходилось ссылаться в своих работах на то, что написали россияне или поляки. Отталкивались от их интерпретаций исторических фактов и событий. А ведь только 20 лет назад мы стали серьезно заниматься прочтением зарубежных материалов в контексте именно национальной белорусской государственности. Тем не менее и сегодня отечественной историографии остро недостает национального прочтения первоисточников.


Недавно наши историки в сотрудничестве с российскими и украинскими учеными подготовили двухтомник «1941 год: страна в огне». Вы не поверите, как было нелегко прийти к общему мнению по поводу тех или иных событий. В российских источниках они подаются в одном свете, в украинских — в другом...


В.Гигин: Мы постоянно говорим о поиске своего национально–государственного пути. Но ведь не одни мы в Европе такие уникальные. Есть, например, словаки, есть словенцы, которые долгое время были лишены государственности. И страдаем мы в чем–то сходными болезнями. У нас это литвинизм, у словаков — хунгаризм. Мол, словаки — это самые что ни на есть настоящие венгры. А те венгры, которые называются сегодня венграми, просто украли у них историю.


Есть у нас и определенные беспокойства по проблеме языка. Как быть, если 90 процентов населения разговаривают на русском языке, когда титульный язык нации — белорусский? Но подобная ситуация и в Ирландии. Интереснейшая, кстати, тема для исследований: как, например, протекают социокультурные процессы у нас и у них.


А.Коваленя: Проблемы действительно есть. Но это, я считаю, болезнь роста. Решить все проблемы за какие–то 20 лет существования нашего независимого государства очень сложно, и делать это нужно неспешно, не допуская ошибочных оценок. Древняя мудрость учит: «Кто спешит с ответом, тот медлит с истиной». Но вы посмотрите, сколько сделано за это время. Практически с нуля. Ученые–гуманитарии ежегодно издают около 200 книжных изданий.


И вместе с тем у нас непочатый край работы, которую способны выполнить только академические ученые. Например, к нашему счастью, сегодня в архивах сохранилось около 600 книг метрик Великого княжества Литовского. Мы смогли подготовить и издать пока только 8 книг. Но и это большая работа. Я согласен, может, нам нет такой острой необходимости издавать все 600 книг. А издать хотя бы 100 наиболее значимых, где отражена жизнь народа на белорусских землях. Вы представляете, какое влияние на объективное освещение истории нашей государственности оказали бы эти издания. Они должны стать доступными массовому читателю, особенно учителям.


Еще одна проблема — подготовка учебников. Ведь раньше, если помните, многие учебники писались в Москве. У нас 20 лет назад, по существу, не было национальной школы подготовки учебников по обществоведческим дисциплинам. Учебник написать намного сложнее, чем, например, монографию. За полгода такую работу не выполнишь.


Сегодня мы большое внимание уделяем именно обеспечению дальнейших научных исследований исходным материалом — фактами, подтвержденными документально. Работаем, что называется, на перспективу, для тех, кто придет после нас. Без этого двигаться вперед будет просто невозможно.


В.Гигин: У нас издаются очень хорошие, очень важные книги по истории, философии, социологии. Их достаточно высоко оценивают за рубежом. А некоторые наши ученые не подозревают даже об их существовании. Например, вышла просто шикарная хрестоматийная книга Сергея Александровича Шавеля по социологии. А у нас многие ученые об этом не знают.


А.Коваленя: И не только по социологии. За 2006 — 2010 годы гуманитарии подготовили более 300 монографий, которые получили общественное признание. На конкурсах книг многие отмечены республиканскими и международными призами. А вот тиражи — это действительно наша боль. Книги, которые издаются при финансовой поддержке зарубежных грантов, выходят тиражами несколько тысяч. А наши научные издания, в которых целенаправленно отстаиваются национально–государственные интересы, выходят в основном тиражом 200 — 500 экземпляров. В лучшем случае — полторы тысячи. Это не только существенно сужает читательскую аудиторию, но и не позволяет выступать «властителями дум». В этом деле следовало бы стихии рынка противопоставить государственный интерес...


А.Лазаревич: Поскольку одной из задач гуманитарной науки является планомерная подготовка людей к жизни в условиях высокотехнологичного, информационного общества.


«СБ»: Ведь причины духовного кризиса лежат не столько в экономике, сколько в социально–психологической сфере.


А.Лазаревич: Безусловно, психология «здесь и теперь, все и сразу» оказала большое воздействие на формирование кризисных явлений в белорусской экономике. Но вот как от нее избавиться? Если способствуют ей тысячи предприятий и миллиарды долларов рекламной индустрии, а противостоит только горстка ученых и преподавателей–гуманитариев. К чьим остерегающим советам общество отвыкло относиться всерьез.


И.Котляров: Я считаю, что в наше время значение гуманитарного знания даже выше, чем знания технического.


А.Коваленя: Гуманитарная образованность — это в первую очередь иммунитет против лжи, тиражируемой в интернете. Такого человека сложнее обмануть, выдать белое за черное и так далее.


А.Лазаревич: Самое важное — учить людей мыслить. Не «соображать» и «подсчитывать», а именно мыслить. Не штампами, не по алгоритму, как компьютер, а через понимание процессов и явлений, выстраивание собственного отношения к ним как гражданина своей страны, наследника и носителя национальной культуры. Как учителя и воспитателя своих детей — какими мы хотим их видеть.


Так каков же практический выход нашей работы? Это книги. И не только сугубо научные — научно–популярные и учебные, доступные для прочтения и понимания любому образованному человеку. Это учебные курсы для вузов и средней школы. Это аналитические материалы, экспертные заключения по разным аспектам социальной жизни. И еще одно направление, которым мы будем заниматься очень пристально, — это подготовка практических рекомендаций.


А.Коваленя: Благодаря естественнонаучным и техническим знаниям мы можем последовательно умножать материальные блага, повышать уровень благосостояния людей. Но если этот процесс не будет сопровождаться ростом гуманитарного знания, уравновешиваться гуманистическим началом, мы будем растить из наших детей, условно говоря, хапуг, рвачей и разрушителей. В них не будет сформирован внутренний механизм, сдерживающий разрушительное начало в человеческой природе. И в отношении к обществу, людям, и в отношении к своей родной земле. То есть к Родине. Это придумано не нами. Главная цель гуманитарных наук — духовное совершенствование человека, «...дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения...».


Известно, что все наши беды имеют человеческое измерение. Разруха в душах — наш главный враг сегодня. Жизнеспособность любого народа во многом зависит от его исторической памяти. У каждого человека, кроме отчего дома, есть родная земля, родной язык, история и культура. Вот что самое главное, что нужно ценить, о чем никогда нельзя забывать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter