Наука о потерянном времени

Проблема актуального использования именно временного ресурса сегодня стала одной из ключевых для производителей

Время — самый дорогой ресурс для бизнеса. Ведь его невозможно восполнить.  Проблема актуального использования именно временного ресурса сегодня стала одной из ключевых для производителей. Ужесточается конкуренция, растет дефицит квалифицированных рабочих кадров, дорожают трудовые ресурсы… Растет и количество факторов внешней среды, которые кардинально влияют на прибыльность и рентабельность предприятия. Учесть их и спрогнозировать уже практически невозможно. И наибольшими конкурентными преимуществами обладают компании, в которых затрачивается минимальное время на анализ ситуации и принятие управленческих решений. 

Неоправданные затраты временного ресурса — одна из ключевых проблем многих отечественных производителей и компаний. Ее специфика — временные потери не видны «невооруженным глазом», хотя обнаружить их можно по ряду индикаторов. Например, производительности труда (исходя из соотношения объемов производства и фонда заработной платы) или косвенных издержек. Последние, кстати, постепенно растут у современных производителей. Ведь усложняется техника, появляется необходимость в подразделениях «наладчиков» и «ремонтников», технологов, другого «дорого» обслуживающего персонала… Это — нормальная мировая тенденция. Другой вопрос, что эти затраты на некоторых белорусских предприятиях превышают рамки разумного: косвенные издержки иногда больше производственных в 5—6 раз! 

Нередко в том или ином офисе все вроде бы при деле, а аврал фактически перманентный. Корень причин вечной спешки, как отмечают специалисты, кроется в отсутствии планирования временных ресурсов. Их зачастую просто не учитывают. 

Этот тезис наглядно подтверждает рынок корпоративных информационных услуг. Автоматизацией производственных и бизнес-процессов серьезно занимаются в стране считанные предприятия и компании. Ведь создание солидных информационно-аналитических систем требует значительных капиталовложений, которые могут исчисляться миллионами долларов. А прямой отдачи от них нет. Поэтому в глобальной автоматизации зачастую не видят смысла. Мол, удобно, когда многие параметры работы предприятия доступны в режиме реального времени, а не на конец отчетного периода, но от этого же не увеличиваются объемы производства, не растет сбыт… Это правда. Зато сокращаются потери и издержки. Прежде всего — временные. 

Как отмечают специалисты, белорусские директора и руководители в большинстве случаев владеют достоверной информацией. Однако редко учитывают за-траты на ее получение. Зачастую, чтобы «вычленить» нужную цифру, нескольким отделам приходится корпеть над бумагами несколько дней, не разгибая спины. Но можно ли тогда говорить об эффективном использовании трудовых ресурсов?! 

Впрочем, первые лица компаний и себя не жалеют. Одна из самых распространенных картин в приемных руководителей — очередь из подчиненных, партнеров и других посетителей. Чтобы прорваться к начальнику, порой необходимо несколько дней. И такая занятость иногда свидетельствует о недостатках в организации управления. «Завязывать» все дела на себя — одна из показательных черт белорусских руководителей. Даже мелочь на ином предприятии решается только после получения согласия «самого высокого» руководителя. С одной стороны, это дополнительный контроль, с другой — силы и внимание директора распыляются на решение срочных, но второстепенных проблем. К тому же возникает и другой вопрос: насколько эффективно работает штат заместителей, управленцев среднего звена, помощников, если они служат лишь передаточным звеном, но фактически ничего не решают и не несут ответственности? Если задуматься, они де-факто превращаются в секретарей с высокими окладами. 

Некоторые специалисты-консультанты считают: практика «открытых дверей» — каждый работник может беспрепятственно со своей проблемой попасть к начальнику — скорее вредна, чем полезна. С одной стороны, демонстрируется демократичность руководства, его открытость, но с другой — далеко не каждая проблема требует вмешательства первых лиц. А если это необходимо, значит, недостаточно четко выстроена система управления. Именно по этой причине нередко топ-менеджеру приходится вмешиваться в вопросы, которые находятся на уровне кладовщика. 

Анализ и эффективное использование временных ресурсов — не панацея от всех сложностей. Однако при нынешнем дефиците квалифицированного персонала, высоких издержках на заработную плату контроль за использованием временных ресурсов становится одним из краеугольных камней рентабельной работы предприятия. К тому же анализ этого важного фактора позволяет увидеть узкие места во многих других управленческих технологиях. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter