Наука на будущее

В отличие от математики в природе минус на минус не дает плюс У Беларуси огромный потенциал в плане развития экологического туризма, в том числе и водного. Масштабная реконструкция Августовского канала — лишь “первая ласточка”. На очереди не менее интересный Огинский канал, внимательно изучались перспективы использования в туристической сфере Березинской водной системы, часть которой относится к единственному в стране заповеднику. И здесь очень важно сохранить природное равновесие, не уничтожить в ходе “расчистки” туристических маршрутов наши уникальные экосистемы с редкими видами животных и растений — те “изюминки”, ради которых, собственно, и стремятся попасть в Беларусь видавшие виды зарубежные туристы. Аквапарк, боулинг-клуб, площадки для гольфа — все это замечательно, но этот “джентльменский набор” иностранцам давно не в диковинку. Наш козырь — “инфраструктура”, созданная самой природой. Но, похоже, не все еще это осознали.


Вам хотелось бы увидеть ровесников Августовского канала — могучие деревья, которые были высажены вдоль его берегов 180 лет назад? Десяток таких исполинов в ходе реконструкции, увы, спилили. Не вписались они в жесткие правила организации судоходства и обеспечения безопасности. Конечно, не приведи господь, рухнет такое дерево на проплывающий мимо катер или байдарку — беды не оберешься! Однако, по мнению научного сотрудника лаборатории гидроэкологии Института зоологии Национальной академии наук Беларуси Михаила Максименкова, вполне можно было найти компромиссное решение. Например, спилить верхушки деревьев, оставив эти уникальные памятники природы хотя бы в таком “урезанном” виде.
— Кроме того, там была одна из самых крупных популяций большого крохаля — вида, занесенного в Красную книгу, — отметил Михаил Максименков. — Эти птицы живут в дуплах старых деревьев. “Квартировала” там и мощная популяция гоголя — утки, которая тоже устраивает свои гнезда в дуплах деревьев. Получилось, что деревья рубили по весне, и птицы практически оказались бездомными. Можно было не валить целиком деревья, а, как я уже говорил, спилить их верхнюю часть. И судоходству это не помешало бы, и не причинили бы вреда пернатой популяции. Хотелось бы, чтобы впредь такие вещи все же более скрупулезно согласовывались со специалистами. К тому же есть определенные параметры — размеры, высота, по которым деревья относятся к охраняемым. И многие деревья, которые росли вдоль Августовского канала, могли иметь статус памятников природы. Однако в свое время их, к сожалению, не взяли под такую охрану и в результате уничтожили. Это ведь наше живое историческое наследие. Раньше глаз радовала целая аллея деревьев, высаженных на берегу канала, что придавало ему особый природный колорит. Сейчас этот участок — унылое зрелище, не за что глазу зацепиться. До самого шлюза деревья вырублены. Что туристам показывать и рассказывать?
Впрочем, хоть и с опозданием, набат ученых-экологов и их доводы были услышаны. В дальнейшем повальная рубка деревьев прекратилась. 
— Основные деревья, которые растут по коренному берегу Августовского канала на его границе с поймой реки Черная Ганьча, сохранены, — сказал научный сотрудник лаборатории флоры и систематики растений Института экспериментальной ботаники Национальной академии наук Аркадий Скуратович. — Хотя, конечно же, приходится сожалеть, что на первых порах не успели все полностью проконтролировать. Ведь даже усыхающие деревья, как и живые, важны для экосистемы. А в данном случае эти деревья представляют интерес не только как высоковозрастные, но и с исторической точки зрения.    
Августовский канал — искусственное водное сооружение, поэтому особое внимание было уделено инженерно-техническим работам, которые связаны с реконструкцией четырех шлюзов. Оценку воздействия на окружающую среду этих работ выполняли специалисты Научно-исследовательского института комплексного использования водных ресурсов (ЦНИИКИВР) Минприроды. Были произведены предварительные расчеты, показавшие, насколько изменятся уровни воды в системе водотоков Августовского канала и уровни грунтовых вод. Просчитывалось, как это повлияет на корневую систему растительности, где она может быть угнетена. Это очень важно, поскольку прогнозировалось, что уровни поверхностных вод повысятся до двух с половиной метров, поднимутся и грунтовые воды. Поэтому весь комплекс инженерных мероприятий проходил научное обоснование, и все работы велись с учетом оценки, сделанной специалистами. Были разработаны и рекомендации по уменьшению негативного влияния, подчеркнул заведующий сектором ЦНИИКИВР Владимир Корнеев.
Как ни крути, но при столь масштабной реконструкции водных систем приходится чем-то жертвовать. Главное, чтобы негативный эффект был сведен к минимуму. Ведь природа живет не по математическим законам, где при сложении двух минусов получается плюс. Чтобы экологических минусов было меньше, необходимо все тщательно просчитывать и не ставить телегу впереди лошади, как это порой происходит.
Мнения ученых — не пустой звук. И если мы активно взялись за организацию экологического туризма, не стоит забывать, что водные артерии, пусть даже искусственно созданные, — не скоростные автомагистрали. Прежде чем пригнать экскаваторы и бульдозеры, нужно хорошенько оценить, не проедутся ли они своими гусеницами по живому и уникальному. Безусловно, чтобы обеспечить судоходные условия, без инженерных мероприятий обойтись невозможно. Но все же ущерб от них надо стремиться сводить к минимуму.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter