Законы экономики, которые не сбываются, теряют доверие и перестают действовать

Наука без правил

Интернет пестрит различными прогнозами экономического будущего. Все они далеко не оптимистичны. Впрочем, вакханалия, которая творится в мире, не может не сказаться на производстве. Поэтому логично, что прогнозы по росту мировой экономики снижают и МВФ, и Всемирный банк, и другие международные экспертные организации. Парадоксально другое: развитые страны все равно оставляют в положительной зоне, а вот Беларуси и России предрекают падение. Одни — более глубокое, другие — поскромнее. Нет, ситуация, конечно, непростая и неоднозначная. От санкционного противостояния страдает весь мир. Даже те страны, которые не участвуют в рестрикциях. Но неужели энергетический кризис, терзающий ту же Европу уже почти год, скажется на их экономике слабее, чем проблема перенаправления товарных потоков у нас? Или дело в другом: прогнозы составляют на основе старых законов экономики, которые были справедливы для глобального мира, но уже не действуют для многополярного. Кстати, эта парадигма проявилась еще в 2020-м, во время пандемии. Локдауны фактически смоделировали разделение мира. И ни один прогноз тогда не оправдался. Так есть ли те самые знаменитые законы экономики, в неотвратимости действия которых нас пытаются убедить? Или они являются отражением существующих экономических связей, и эти законы руководят экономикой? Или люди, формирующие модель экономических взаимоотношений, формируют эти законы? Поэтому в новой реальности будут и новые законы.

Экономическая религия

Иной раз задумываешься: а является ли экономика наукой? Да. Но сегодня она превратилась скорее в религию. Макконнелл и Брю создали свой «Экономикс» в 1960 году. И он стал катехизисом трех поколений тех обществ, которые пустили к себе западные идеи. Этот учебник штудировали как базовый во всех учебных заведениях — гуманитарных и технических. Для преподавателей (по крайней мере, для многих) он считался собранием непререкаемых истин. Так и получилось: не надо думать — выучи и поверь. Теория спроса и предложения превратилась в символ веры. И хотя этот закон тысячу раз не работал, все списывали на дьявольские происки. Объясняли наличием исключений (они, как известно, только подтверждают правило), влиянием административного регулирования, даже когда его вводили как раз в ответ из-за недейственности этого закона. Какими-то политическими моментами… Почти как у иезуитов в позднем Средневековье.

А если сомневаешься — отлучат. Не получишь приличную оценку на экзамене, не защитишь диплом. Научную работу не допустят к защите или не опубликуют в ведущих изданиях. «Атеисты» никогда не попадут в списки проектов с щедрым финансированием, они не получат грантов. Собственно говоря, и хорошая работа тоже не светила. Разве что на костре не сжигали, как Джордано Бруно. Возможно, некоторые читатели сталкивались на собственном опыте с тем, когда в «сытые» западные программы обучения и на стажировки попадали только «верные рыночники». Заикнешься о пользе протекционизма для развития собственной промышленности или о необходимости государственного регулирования стратегических отраслей — сразу выставят за дверь. И никаких доказательств и обоснований слушать не будут. Так постепенно весь мир (или приличная его часть) стал жить по «незыблемым» законам экономики, описанным Макконнеллом и Брю или еще одним патриархом — Фрэнсисом Фукуямой, предрекшим тотальную либерализацию планеты. Правда, многие его предсказания и выводы, описанные в бестселлере «Конец истории и последний человек», не сбылись. Но это все из-за отсутствия полного либерализма. Наверное. Во всяком случае, первосвященник не унывает. Вашингтон и Брюссель продолжают проповедовать его религию. По крайней мере, для «паствы» и «папуасов» (остальной мир представляется Западу варварским и «некрещеным»).

Сила традиции

Так есть ли законы экономики? Есть. Но они в значительной степени рукотворные. И действуют ровно до тех пор, пока мы им подчиняемся. Возьмем тот же энергетический кризис. По Макконнеллу и Брю, после роста цен на тот же газ и нефть спрос на них должен был упасть. А он продолжает держаться почти без изменений. Вроде бы производители должны наращивать производство. А они не торопятся этого делать. Не то чтобы добровольно, а даже под нажимом того же Вашингтона, который никак не может подвигнуть ту же Саудовскую Аравию нарастить производство нефти, а Германия — Катар, чтобы увеличить добычу газа. И таких примеров можно приводить до бесконечности много. Точно так же как свободная торговля и открытый рынок только считаные страны обогатили. Больше всего — англосаксонские, которые раньше всех и использовали механизмы протекционизма (впрочем, делают это и сейчас). Но они жрецы, им можно.

Справедливости ради нужно отметить: работают законы книги «Экономикс». Но только в определенных условиях: если все в них верят и соблюдают. Тогда все движется как по маслу. Как, например, в 1990-х годах. Когда все больше и больше стран отходят от веры, ее постулаты дают сбой. В каждом монастыре, как известно, действует свой устав. Другой вопрос, что многим «обителям» те же американцы свой устав навязали. Одним — миссионерством, другим — инквизиторскими методами. В буквальном смысле через аутодафе: я про Ирак, Ливию…

Рон Хаббард (создатель саентологии) говаривал: хочешь разбогатеть — придумай свою религию. Так и поступили американцы после Второй мировой войны. Кстати, их победа в холодной войне была-то в значительной степени обусловлена не экономическими, научными, военными или какими-то другими достижениями. Ключевым фактором стала идеология. Генри Киссинджер в своих трудах неоднократно писал: главное — показать остальному миру прелесть американского образа жизни, чтобы привлечь на свою сторону. В какой-то момент получилось. Только штука-то в том, что для показной сытости пришлось запустить механизмы рейганомики, когда домохозяйство щедро кредитовали, а под смешной процент по займу можно было купить если не все блага жизни, то очень многие. Правда, этот ход перегрел экономику. И чем идеологический демарш конца 1980-х — начала 1990-х годов закончился — отдельная история. Но главное другое: американский образ жизни по разным причинам стал терять свой блеск. И во многих уголках планеты начались разброд и шатание — поиск своих путей развития. И «Экономикс» перестал работать. А ведь все прогнозы делаются из тех «незыблемых» законов экономики, которые никто не собирался обманывать, но они оказались обманчивы.

По формальной логике

Как тут не согласиться с господином Олегом Дерипаской: строить прогнозы сегодня весьма бессмысленно. Ибо никто не знает, что будет через месяц-два. Не говоря уже о том, что произойдет в следующем году. И дело даже не в том, что мир стал гибким, пластичным и непредсказуемым. В нем перестали действовать если не все, то многие правила. И экономические в том числе. Хотя и на нормы международного права все реже обращают внимание. По крайней мере, свои действия с ним все реже согласуют — скорее всего, используют для риторики и дискуссий. А реально жизнь протекает уже по другим парадигмам. А точнее, даже без них.

Но не надо расстраиваться. Просто придется быстро перестраивать свое мышление. И ориентироваться не на теории, а на формальную логику, здравый смысл и те законы (физики, химии, биологии и так далее), которые действительно являются незыблемыми, верим мы в них или нет. Если на выращивание зерна нужен год, то, как ни скрещивай кривые спроса и предложения, меньше чем за год его не вырастишь. Если надо людям кушать каждый день (желательно пять раз, но умеренно — как советуют диетологи), то никакая экономическая теория не изменит физиологию человека. Если не хотят европейцы брать наш калий, то есть другие потребители. Главное — их искать, а не смотреть на прогнозы действия санкций. Если не хотят иностранные компании поставлять нам какие-то запчасти, то их можно сделать самим. Или найти в дружественных странах компании, которые выполнят этот заказ. И так далее и тому подобное.

Да, работать надо. И думать. О том, какие экономические законы и для каких целей будут действовать в Беларуси. И в том регионе, с которым мы станем наиболее тесно интегрироваться в экономическом плане. Вопрос архиважный. Про разделение мира на макрорегионы уже сказано немало. Но делиться на части он будет и по тем принципам, которых станет придерживаться то или иное объединение. И в этом случае у Беларуси есть шанс стать патриархом новой экономической политики. По крайней мере на региональном уровне. Только для этого надо не стесняться, а сформулировать эти экономические законы, отдельные из которых уже опробованы на нашем опыте. И есть определенный результат. Как говорится, не надо стесняться. Да, мы небольшая страна, с относительно небольшой экономикой. Но при всем при том Беларуси удалось во многом создать индустриальный, продовольственный, экономический суверенитет. Более стабильный, чем у многих более крупных и богатых ресурсами государств. Поэтому мы имеем полное моральное право на проповедь. Кстати, все великие религии вырастали из небольших общин. У нас есть шанс.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter