Научная мысль как защита от коррозии

Разговор о нефтепроводах с Асгатом Гумеровым, генеральным директором института проблем транспорта энергоресурсов (ИПТЭР), вице-президентом Академии наук Башкортостана

Профессор Гумеров во второй раз приехал в Новополоцк на конференцию «Надежность и безопасность магистрального трубопроводного транспорта», хотя у него было на те же дни приглашение на конференцию в Петербург. Этот мудрый и рассудительный человек часто бывает на форумах профессионалов в Москве и Киеве,  Астане и Петербурге, защищая от коррозии и склеивая вместе с коллегами то, что казалось безвозвратно разбитым еще 10 лет назад, — единое научное и техническое пространство СНГ. Общие артерии трубопроводов, пронизавшие новые независимые государства, заставляют ученых и нефтяников России, Беларуси, Украины, Казахстана все теснее сотрудничать.

Специалисты полагают, что начало XXI века связано с возрастанием риска техногенных аварий. Заканчивается ресурс трубопроводов, проложенных в советское время в 60—70-е годы. Средний износ многих коммуникаций в СНГ уже превысил 60%. И задача специалистов — предупредить опасные ситуации, разработать и внедрить современные методы диагностики и защиты от коррозии, повышать надежность систем и материалов. 

Поэтому столь актуальной оказалась V международная научно-техническая конференция в Полоцком госуниверситете. 212 участников из 9 стран представили 149 докладов. 

Асгат Гумеров, генеральный директор института проблем транспорта энергоресурсов (ИПТЭР), вице-президент Академии наук Башкортостана, профессор, заслуженный деятель науки РФ, уже 28 лет руководит институтом, который был головным в СССР в области транспорта нефти и нефтепродуктов. Он создатель уникальной технологии применения энергии взрывов, автор многих научных работ и учебных пособий, в том числе известной специалистам книги «Старение труб нефтепроводов». Мы попросили профессора Гумерова рассказать о проблемах отрасли, о взаимодействии ученых и практиков: 

— Очень хорошо, что в бывших республиках СССР проходят такие конференции. Наш всесоюзный НИИ с 1992 года переименован, и сегодня ощущаем ценность своего государственного статуса. Это в условиях России дает независимость от коммерческих компаний, право проводить независимую эксперт-ную оценку. Последний пример — участие в экспертизе проекта Восточно-сибирского нефтепровода. 

— Какие проблемы для трубопроводов сегодня самые-самые?  

 — Актуальны разработки по транспортировке сжиженного природного газа (СПГ). Если наладить его прокачку по трубопроводам, можно уменьшить в 3,5 раза затраты металла по сравнению с обычным газопроводом. Эта технология недалекого будущего снизит вероятность аварий из-за коррозии: ее риск меньше при низких температурах. А чтобы газ оставался сжиженным, нужны минус 82,5 градуса и ниже, а перекачка идет при минус 100—120 градусов под давлением. 

Второе — энергосбережение. Восточно-сибирский трубопровод в Китай решено проложить севернее Байкала. Но там нет ЛЭП, чтобы питать насосные станции. Поэтому наш институт и НИИ нефтепереработки в Уфе предложили создать автономные энергоустановки, а чтобы их питать топливом, разработали мини-заводы по нефтепереработке. Опыт работы установок уже есть в России и Казахстане: это локальные или аварийные источники для населенных пунктов и предприятий.  

В целом для СНГ значимая проблема — антитурбулентные присадки. Сейчас их покупают в США и Финляндии по высоким ценам. Они, уменьшая сопротивление в трубопроводах, увеличивают производительность на 25—30%. При этом не растет давление и сохраняется надежность систем. Химикам СНГ задача выпуска таких присадок под силу, Томский химзавод и институт химии РАН уже занимаются их созданием. Почему бы не организовать в СНГ совместное производство? Тогда будет огромная экономия. 

Ключевой вопрос — защита от коррозии. Система мониторинга коррозионных процессов на трубопроводах, созданная в институте, удостоена Госпремии РФ. Успешно работаем с Казахстаном, готовы работать для всего СНГ. Впрочем, конференция показала успехи белорусских ученых и практиков из гомельского и новополоцкого предприятий «Дружба» именно в борьбе с коррозией. 

Важное направление – виброкомпенсирующие системы для насосно-силовых агрегатов на перекачивающих станциях. Единая система основания с электродвигателем, насосами и иными устройствами  уменьшает вибрацию и шум, замедляет износ. Сейчас разработка ИПТЭР внедрена на Балтийской трубопроводной системе и удостоена премии правительства РФ. Результат дала именно совместная работа нефтяников, трубопроводчиков, машиностроителей из ВПК. 

— Асгат Галимьянович, а что необходимо для результативного взаимодействия ученых и практиков наших стран? 

— Сегодня затруднен обмен научно-технической информацией. Считаю, что в прошлом был хороший опыт в рамках совета экономической взаимопомощи. Надо применять его в СНГ, в ЕвразЭС. Считаю, пора обратиться к руководителям стран, где развита наша отрасль (России, Беларуси, Азербайджана и Казахстана), предложить создать международный комитет, чтобы координировать обмен информацией, технологиями, разработку нормативных актов. Сегодня доминируют стандарты Американского нефтяного института (IPI). Но ведь наша нефтегазовая отрасль развивается на достижениях отечественных специалистов. Будет международная организация — будут свои авторитетные стандарты, регламенты. Сохранились всесоюзные отраслевые институты, прежде всего в России и Украине. А кто нынче разрабатывает проекты и поставляет технологии в Казахстане, Беларуси? Нужна также координация конференций и выставок: они проходят повсюду одновременно по одинаковым темам. 

И все же для научного сообщества нет преград. Мы прекрасно наслышаны о лидерстве Национальной академии наук Беларуси и ведущих вузов в ряде направлений физики, химии, материаловедения. Советская наука строилась на взаимодополнении разных направлений, и надо это использовать в новых условиях.  Поэтому желаю успехов НАН Беларуси, Полоцкому университету и всем белорусским ученым. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter