Научная экономия

Ученые нашли самую дешевую потребительскую корзину в столице

Исследования Института социологии Национальной академии наук позволили найти самую дешевую потребительскую корзину в столице

В отличие от скаредности умение экономить входит в разряд достоинств, а не пороков. Но как разумно тратить деньги и ни в чем себе не отказывать? Нынешний потребительский рынок хуже Бермудского треугольника: можно «нырнуть» и погрузиться в пучину тысяч наименований продукции, десятков брендов в каждой товарной категории, плюс различия в упаковке, фасовке… Простой калькулятор и бытовая наблюдательность бессильны перед этим валом информации о ценах, который накрывает покупателя в каждом крупном универсаме или супермаркете. Кстати, зачастую этим пользуются маркетологи, выдумывая различные «фишки» на «грани фола», чтобы заманить жертву с корзинкой к не самой дешевой полке.

Весной этого года «Р» уже поднимала проблему низкой информированности покупателей и практически полного отсутствия исследований розничного ритейла по ценовой лояльности. Особенно товаров первой необходимости и повседневного потребления. Институт социологии Национальной академии наук недавно провел фактически первое исследование стоимости потребительской корзины в крупных торговых сетях Минска.

Для выборки продуктов питания, цены на которые сравнивались специалистами, был взят состав потребительской корзины для семьи из 4 человек (утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.12.2009 г. № 146). В корзине представлены наборы продуктов питания в расчете на годовое потребление семьи. С учетом того, что в покупательских тележках без спиртного не обходится, социологи включили в исследование и цены на алкогольную продукцию. Как рассказал директор Института социологии Игорь Котляров, мониторинг цен осуществлялся по восьми сетевым магазинам — «Алми», «Бигз», «Вестер», «Гиппо», «Евроопт», «Простор», «Рублевский», «Соседи» в столице. «Ценовые замеры показали, что на товары из продовольственной группы цены в сети магазинов «Евроопт» гораздо ниже, чем в других обследованных магазинах», — отметил ученый. Он уточнил, что текущие расходы семьи из четырех человек на представленную продуктовую потребительскую корзину (в месяц) в магазинах сети «Евроопт» составили 2461 тысячу рублей, в других сетях — 3108 тысяч. «Следовательно, экономия равна 647 тысячам рублей, то есть средняя стоимость продуктовой потребительской корзины в сети «Евроопт» на 26,3 % дешевле, чем в других сетевых магазинах Минска», — подчеркнул ученый.

Директор Института социологии отметил, что разница цен по отдельным группам товаров достигает значительной величины. Так, cредние цены «Евроопта» по сравнению со средними ценами в других магазинах ниже в среднем на 72,2 % по овощным консервам, на 69,9 % — по видам оливкового и подсолнечного масла, на 65,1 % — по крупам, на 55,1 % — по фруктам, на 54 % — по кофе и чаю. До 40 % — на разные виды мороженой рыбы, до 36,7 % — на соки и нектары, 18—30 % — по алкогольной продукции.

Кроме того, социологи сравнили цены на некоторые товары промышленной группы, пользующиеся наибольшим спросом на потребительском рынке. Самой демократичной оказалась также сеть магазинов «Евроопт». Цены на стиральные порошки, ополаскиватели для белья, зубную пасту, шампуни и другие товары ниже средних по рознице на 20—60 %. Таким образом, можно сделать вывод, что кроме 647 тысяч рублей экономии бюджета на продовольствии дополнительно семья может сэкономить в этой сети еще более 180 тысяч рублей на товарах промышленной группы.

К сожалению, информационная инфраструктура белорусского потребительского рынка только начинает зарождаться, поэтому у покупателя далеко не всегда есть объективная информация для формирования оптимального бюджета. Игорь Котляров уверен, что в ближайшее время активизируется исследовательская работа в сегменте белорусской розницы, особенно учитывая поставленные в государстве задачи по обузданию инфляции и снижению цен. А для принятия взвешенных решений необходимо видеть реальные возможности и резервы торговли. А они, как показали последние исследования, несомненно, есть.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter