В стране появилась альтернатива домам-интернатам

Научиться быть собой

Жить жизнью обычных людей. Желания людей с инвалидностью просты в своей формулировке. В нашей стране пытаются найти альтернативу крупным интернатным учреждениям. Как вариант — сопровождаемое проживание. Идея хорошая, но на ее пути пока много подводных камней.

Виктория впервые начала готовить самостоятельно на проекте.

Передо мной стоит Виктория — жизнерадостная улыбка и взгляд с огоньком. Она — выпускница. Правда, прощается девушка вовсе не со школой. Она только что прошла курс тренировочного проживания с сопровождением.

— Хочешь, я тебя со своими друзьями познакомлю? — и, не дожидаясь ответа, она тянет меня за руку в другую комнату. А там жарко: парни и девушки оживленно орудуют в кухне. Один моет тарелки, второй нарезает помидоры, третий составляет список продуктов, четвертый собирается в магазин. «И что здесь экстраординарного?» — спросите вы. Ничего, если не знать того, что ровно три месяца назад эти четверо ребят с интеллектуальными нарушениями покинули свои семьи и заселились в учебное общежитие. Их начали обучать обычному — навыкам самостоятельной жизни. А ведь кто-то в начале пути не умел нарезать картошку, кто-то — умываться. Людмила Таргонская, которая воспитывает Викторию, не может нарадоваться изменениям: «Вика сейчас и торт испечет, и посуду вымоет, и даже в отделение дневного пребывания самостоятельно съездит. Я же думала, что она этого не может делать».

Родители детей с инвалидностью зачастую чересчур их опекают, а это в корне неправильно.

— В проекте мы попытались смоделировать условия реальной жизни, — рассказывает его руководитель Татьяна Гришан. — Молодые люди посещают трудовые мастерские, отделения для дневного пребывания, а вечером возвращаются в общежитие.  Здесь с ними постоянно находятся наши сотрудники: в вечернее время — два специалиста, в ночное и утреннее — один.

Мария Синякевич, специалист по социальной работе, показывает на две большие тарелки с печеньем: «Видите, какие лакомства наши выпускники испекли, а некоторые дома даже яичницу не делали. В компании они все схватывают на лету. Чему мы научили наших воспитанников? В принципе, всему, что надо для самостоятельного проживания. Теперь они умеют выбирать продукты в магазине, убирать комнаты, ухаживать за одеждой, рассчитываться на кассе, ориентироваться в городе... Кстати, выходные дни молодые люди проводили с семьей, но мы обязательно давали им задание для закрепления навыков».

Учебное проживание — это всего лишь одна из альтернативных форм проживания людей с инвалидностью, не способных жить без посторонней помощи. Почему так важно внедрять подобный подход? Лучше всего на это ответила одна из мам: «Вы поймите, когда я умру, мой сын останется без опеки, а значит, он может попасть в психоневрологический интернат и жить там уже до конца своих дней. Я знаю, что там хорошие условия, приветливый персонал. Но мой мальчик ведь может жить самостоятельно. Был бы у него ассистент, который его время от времени курировал, и никаких проблем не возникло бы».

Кстати, первое в стране отделение сопровождаемого проживания при стационарном учреждении появилось при Богушевском доме-интернате для детей с особенностями психофизического развития. У этого отделения уже 11 выпускников. Все они восстановлены в дееспособности, трудоустроились, а один парень даже создал семью. Хотя если бы не социальное ноу-хау, у них была бы перспектива провести жизнь в интернате для инвалидов на полном гособеспечении.

В Минске новую форму стали внедрять при территориальных центрах социального обслуживания не так давно. Цель та же — содействие в адаптации к условиям быта, оказание практической помощи при решении каких-то насущных вопросов. Но сегодня по закону на услугу ассистента могут претендовать одинокие и одиноко проживающие инвалиды I и II группы с особенностями психофизического развития. «Получается, что  услуга есть, но  при этом люди с интеллектуальными нарушениями не попадают в список клиентов. Ведь, согласитесь, вы не можете представить себе человека с инвалидностью, проживающего одного», — разводит руками председатель ОО «БелАПДИиМИ» Елена Титова.

В свободное время молодые люди могут поиграть в настольные игры.

Еще нюанс: сегодня количество часов при сопровождении людей с умственными и множественными нарушениями развития равняется одному часу в день.

— Хорошо если бы объем, длительность, частота и интенсивность поддержки определялись индивидуально, — высказывает мысль директор ТЦСОН Московского района Минска Елена Демидова. — Ведь кому-то достаточно 30 часов в месяц, а кому-то не хватит и 60…

Трудности еще и в том, что у нас пока нет специалистов, которые могут оказывать услуги сопровождаемого проживания для данной категории. Например, вне компетенции социальных работников сотрудничать с людьми с психофизическими особенностями. Получается, нужны специально подготовленные люди, которые курировали бы такую категорию.

Ни специалисты, ни родители детей с инвалидностью не отрицают: проблемы есть, кое-какие моменты надо дорабатывать. Но важно другое: у людей с особенностями появилась достойная альтернатива домам-интернатам. Для нас это пока свежая почва и новый посадочный материал, но всходы должны быть.

Прямая речь

Николай Орёл, заместитель начальника управления стационарных учреждений социального обслуживания и капитального строительства Министерства труда и социальной защиты:

— Мы постоянно работаем над поиском и развитием альтернативных форм социального обслуживания. Новое изложение Закона «О социальном обслуживании», вступившего в силу с января 2013 года, с уверенностью можно назвать основой для внедрения инноваций. При его разработке изучали зарубежный опыт социального обслуживания.  С тех пор у нас в учреждениях социального обслуживания стала активно внедряться услуга сопровождаемого проживания. Пока она действительно находится в стадии становления и развития. Но уже более 1,5 тысячи человек, проживающих в  домах-интернатах  всех типов, социализируются в отделениях сопровождаемого проживания. По сути, такое проживание — альтернатива традиционному обслуживанию в интернатном учреждении. Люди с инвалидностью в подобных отделениях ведут более самостоятельный образ жизни, роль специалистов сводится только к сопровождению — к дозированной помощи в том объеме, в котором эта помощь необходима.

Кстати, в Республиканском институте повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты данная тема изучается на курсах повышения квалификации. Кроме того, по заказу Минтруда и соцзащиты  НИИ труда в 2015 году разработаны методические рекомендации по организации услуги сопровождаемого проживания в стационарных учреждениях, которые сейчас используются во всех домах-интернатах страны.

Открыты отделения сопровождаемого проживания при ТЦСОН — сейчас по стране работает 31 отделение. Услугами пользуются больше 500 человек. 

azanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter