Музыкальный инструмент можно не только купить. Художник-керамист и заведующий секцией гончарства Белорусского союза мастеров народного творчества Иван Дашков знает, как смастерить свистульку своими руками.
1. Начинаем с материала. Есть два варианта. Можно купить глину в интернет-магазине. Но есть и более сложный путь – добыть ее самому:
– Необработанную глину нужно размельчить, после замочить и пропустить через сито, чтобы убрать камешки и вкрапления, – перечисляет все этапы подготовки Иван.
В обоих случаях сначала глину «оживляем». Активно разминаем, это сделает ее более мягкой и однородной. Процесс занимает не больше минуты.
2. Приступаем к лепке. От глиняной массы отщипываем небольшой кусочек, придаем ему круглую форму. Полученный шарик обхватываем ладонью одной руки, указательным пальцем другой делаем воронку в центре. Аккуратно увеличиваем размер углубления, двигаясь к периферии. Должна получиться колба с толстыми стенками.
3. Нижнюю часть немного уводим в сторону – это будет голова нашей птицы, ее мы лепим не случайно. В древнеевропейской символике птица – знак весны. Иван предупреждает, что во время лепки форма может отличаться от той, что вы взяли за образец:
– В этом вся прелесть, двух одинаковых точно не найдете.
Следующий шаг – соединяем края фигурки. Свести их нужно так, чтобы внутри осталась полость. Полученный шов выводим в хвостик, его кончик нужно сделать плоским. Чтобы глина стала более податливой, художник-керамист советует смочить руки.
4. Принимаемся за декор. У Ивана Дашкова полно готовых штампов: квадраты, галочки, полукруги. Вы можете использовать все что угодно, например, зубочисткой нанести несколько орнаментов в произвольном порядке. Главное, не делать глубоких надрезов, так можно проколоть стенку и повредить целостность формы.
5. Осталось только научить нашу птицу свистеть. Профессионалы для этого используют специальную деревянную проколку:
– Моя сделана из яблони, которую несколько десятилетий назад посадил дедушка. Дерева уже нет, а у меня осталась память.
Начинающим гончарам Иван предлагает бюджетную альтернативу – палочку от мороженого. Делаем прокол под хвостом свистульки, стараемся добраться до полости:
– Это место называется язычком. Здесь воздух «раскалывается» на две части, и получается звук. Если отверстие маленькое, то звук будет тихим. Большое лучше не делать: если промахнуться хотя бы на миллиметр, можно все испортить.
6. Делаем прокол перпендикулярно хвостику свистульки. Между ним, язычком и полостью образуется канал, по которому будет двигаться хвостик. Иван устраивает контрольную проверку – и наша птица пропевает первую трель.
С одной нотой можно играть первые мелодии. Чтобы добавить еще несколько ладов, делаем отверстия по бокам. Для этого можно использовать ту же зубочистку. После первого прокола у свистульки в арсенале – две ноты, после второго – сразу четыре.
Кстати
Чтобы свистулька сохранилась на долгие годы, ее нужно сушить при комнатной температуре 2–3 дня. Затем отправить в муфельную печь для обжига.
Диана ЛАВРИНОВИЧ, «ЗН», lavrinovich@sb.by,
фото Александра КУШНЕРА
Есть вопрос
Какой музыкальный инструмент вы считаете самым народным?
Вероника Рожкова, культорганизатор Гомельского дома-интерната для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития:
– Белорусская девушка у меня ассоциируется с цимбалами, а парень – с дудой. Возможно, потому что по одному из образований я учитель белорусского языка и литературы. В произведениях наших поэтов и писателей часто упоминались эти музыкальные инструменты. Недавно была на вручении премий одаренной молодежи Гомельской области, и зрителей покорила цимбалистка – молодая, красивая, грациозная. Зачарованно слушали, как «поет» под ее быстрыми руками инструмент. Радует, что молодежь все чаще обращается к национальным традициям, с гордостью носит вышиванки и одежду с белорусским орнаментом, а многие родители и педагоги с ранних лет прививают детям любовь к культурному наследию.
Янина Даниленко, режиссер Могилевской областной филармонии:
– Жалейка часто звучит в белорусских народных произведениях. Когда слышу ее, сразу срабатывает ассоциативное мышление – вот она, национальная музыка. Например, звуки жалейки можно отчетливо уловить в мелодиях группы Shuma – финалистов национального отбора на «Евровидение-2018». Мне нравится, когда в современном творчестве используется аутентичный фольклор.
Кирилл Ренейский, руководитель образцового ансамбля танца «Потешки» Бобруйского центра творчества детей и молодежи:
– Самые народные инструменты те, от которых ноги сами идут в пляс. Гармошка, дудка, цимбалы в сочетании друг с другом рождают замечательные танцевальные мотивы. Их можно услышать и на свадьбах в деревне, и в современных хореографических постановках. Полагаю, в Год малой родины народные танцы и музыка станут еще более популярными.
Елена Холод, студентка 4-го курса МИТСО:
– На мой взгляд, самые народные – духовые инструменты, и наиболее известный из них дудка, которую также называют жалейкой. На ней играли пастухи в деревнях, музыканты на ярмарках. Недавно читала статью о современном мастере, который мастерит дудки для Великобритании и Ирландии, а также восстанавливает их для наших музеев. Путешествуя по стране, часто видела дудочку в краеведческих экспозициях и дома у некоторых местных жителей. Кстати, в этом году исполняется 110 лет сборнику Янки Купалы «Жалейка», в котором отчетливо прослеживается значение этого инструмента для белорусов.
Саша Немо, певец:
– Баян и гармошка перевесят остальные мои аргументы в пользу самых народных. Хотя они сейчас звучат вживую не так часто, как раньше, это универсальные музыкальные инструменты для аккомпанирования. Добавил бы в список и гитару: ее освоить легче, чем баян. А выучив основные аккорды, можно играть любые песни и мелодии.
Мария ЗУБКОВА, «ЗН»,
zubkova@sb.by
Мастер-класс по изготовлению глиняной свистульки для читателей «Знаменки»
Научите птицу петь
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.