В чем нуждаются выпускники детских домов, стоящие на пороге взрослой жизни?

Научите меня жить

В чем нуждаются будущие выпускники детских домов, которые стоят на пороге взрослой жизни? Ответ на этот вопрос знает «бывший» сирота, а ныне многодетный отец и директор учреждения по социальной адаптации детей-сирот «Нити дружбы» Артем Головий.

Большинство детей — сироты при живых родителях

— В 13 лет я потерял родителей. Не знаю, как сложилась бы моя жизнь, если бы не поддержка учительницы воскресной школы, куда я ходил. Она знала мою трудную ситуацию и помогала всякий раз, когда я в чем-то нуждался.  

Поиск взрослого наставника для подростка-сироты 11—15 лет — суть благотворительного проекта «Нити дружбы». В этот психологически сложный период ребенку важно индивидуальное внимание со стороны зрелой личности, которая поможет ему адаптироваться к социуму. 

Толчком к созданию программы для Артема стало первое посещение одного из детских домов. Впечатления от того визита он помнит до сих пор: 

— Мы с группой волонтеров привезли ребятам игрушки и развлекательную программу. Я думал, они будут рады нашему приезду. Но когда заглянул в детские глаза, мне стало ясно, что им не нужны наши подарки... Им нужны друзья, наше внимание, общение тет-а-тет. Я вспомнил себя и подумал о том, как же они будут выплывать из перипетий взрослой жизни без опыта общения с близким взрослым человеком? Мне захотелось помочь каждому из них. И вот, позаимствовав опыт киевских волонтеров, я создал в 2011 году организацию «Нити дружбы». Активно сотрудничать с детскими домами мы начали в 2014 году. Сейчас работаем в Минске совместно с территориальными центрами социального обслуживания населения Московского и Фрунзенского районов. 

В основе команды «Нитей дружбы» — психологи и социальные педагоги. Ведь при подборе наставника важно учесть множество нюансов. Мальчишкам, как правило, подбирается «старший брат» — пример мужественности. Девчонкам — «мама», хранительница домашнего очага и семейного уюта. Немаловажно для нас и совпадение по темпераменту в паре. Подростку-холерику, скорее всего, пойдет на пользу общение со спокойным, флегматичным наставником. 

Волонтеры, желающие правильно воспитать ребят, должны пройти подготовку. Сначала они посещают информационные встречи, где узнают о том, что их может ждать в процессе общения с подростком-сиротой. Как правило, уже на этом этапе большой процент людей отсеивается.

На то, чтобы сделать правильный взаимоподбор, может уйти год. Да, это большой срок, но здесь важно не увеличивать количество участников проекта, а вести за руку каждого отдельного ребенка до конца. 

А как на практике работает принцип «нитей»? В один из воскресных дней дети наставника Андрея катались на коньках. А я, наблюдая за веселой ребятней, в это время слушала историю их знакомства с Эдуардом.

Многодетному папе Андрею 36 лет, он коренной минчанин, работает главным инженером в частной компании. Жена — бухгалтер, недавно вышла из декретного отпуска. У Андрея три дочки. 

Эдуард — воспитанник минского детского дома № 6, ему 13 лет. Андрей рассказывает, как пришел к осознанному решению взять шефство над подростком:

— Как-то я попал на витебский флешмоб. На уличных столбах были развешаны портреты детей-сирот. К каждому из снимков можно было прикрепить смайлик и таким образом выказать симпатию ребенку. Предполагалось, что дети, увидев, какому количеству людей они понравились, почувствуют небезразличное к ним отношение. После этой уличной акции у меня внутри что-то перевернулось. Стал просматривать тематические сайты и наткнулся на проект «Нити дружбы». Сразу понял: это то, что я искал! 

Первая встреча состоялась в октябре 2015 года в присутствии координатора проекта. Андрей вспоминает, что разговорить ребенка вначале было крайне сложно. На любые вопросы Эдик давал односложные ответы. Был замкнутым, настороженным. 

О родственниках Эдика ничего не известно.

Андрей понимал, что у подростка не было уверенности, передумает ли его будущий старший друг приходить снова или нет. Со своей же стороны Андрей старался завоевать доверие: играл с ребятами-детдомовцами в футбол, прыгал с ними, бегал. Со временем Андрей с Эдиком стали кататься на велосипедах, стрелять в тире, ходить в магазин и учиться покупать продукты по списку. Личную историю Эдуарда Андрей рассказать отказался — таковы условия наставнической программы. 

Форс-мажорных ситуаций с Эдиком не было. Однако не все проходит гладко, признается Андрей. 

— Мне важно дать понять Эдику, что будущее складывается из настоящего. Поэтому надо что-то делать уже сейчас. Большинство детей-сирот живут до 16 лет на полном обеспечении, а потом, к сожалению, они не знают, как жить самостоятельно и попадают в неприятные ситуации.

Прямая речь

Таисия Зенова, заместитель директора территориального центра социального обслуживания Московского района г. Минска: 

— Мы сопровождаем ребят из числа детей-сирот после того, как они покинули детский дом или интернат, пока им не исполнится 23 года. Государство прилагает много усилий для социализации и адаптации молодых людей, но иногда отследить судьбу каждого ребенка крайне сложно. К сожалению, многие ребята хоть и самостоятельны по факту, но нуждаются в дополнительной помощи и поддержке. Поэтому мы готовы к разного рода сотрудничеству для достижения благополучия молодых людей из числа детей-сирот.

alisa.krasovska@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter