Источник: Знамя юности
Знамя юности

Как уберечь детей от сексуального насилия

Научите говорить «нет» 

Специалисты бьют тревогу: за последние годы в разы увеличилось количество детей, пострадавших от сексуального насилия. Задачу злоумышленнику по поиску жертвы нередко облегчает интернет, где можно выдать себя за кого угодно и легко втереться в доверие к юным пользователям соцсетей. Как защитить ребенка от угрозы? Круглый стол по острой теме инициировали в Министерстве внутренних дел.


С врагом под одной крышей

Дмитрий Цаюн

Для начала – цифры, которые говорят сами за себя. С 2012 по 2018 год количество преступлений против половой неприкосновенности и свободы несовершеннолетних увеличилось почти в 22 раза – с 38 до 831, приводит статистику заместитель начальника главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Дмитрий Цаюн:

– Проблема актуальна и в этом году: с января по апрель количество таких злодеяний выросло более чем в четыре раза (с 82 до 348), число потерпевших детей – более чем в три раза (с 70 до 240). Значительная часть преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних совершается в учреждениях образования, здравоохранения, спортивных секциях и других местах, которые посещают дети. Из 849 потерпевших от действий сексуального характера с 2013-го по апрель нынешнего года почти 30 процентов составляют мальчики, подвергавшиеся насилию со стороны мужчин нетрадиционной сексуальной ориентации.

Наибольшую обеспокоенность специалистов вызывает латентность подобных преступлений, в результате которой виновники длительное время остаются вне поля зрения правоохранительных органов, а жертвы подвергаются систематическому насилию. Ситуация осложняется тем, что общение зачастую перемещается в интернет, выделяет основные угрозы Дмитрий Цаюн:

– Первичный контакт педофила с ребенком происходит в виртуальном пространстве. Благодаря соцсетям к моменту знакомства злоумышленник знает о будущей жертве все: где учится, какие кружки посещает, с кем живет, как зовут друзей, питомцев. А потому может легко войти в доверие, чтобы впоследствии общаться на интимные темы, пересылать такого рода фотографии и изображения, шантажировать и назначать встречи, чтобы склонять к сексуальному контакту. Угрозу также представляют люди, которые реализуют свои нездоровые наклонности по месту работы, устраиваясь на должности, связанные с общением с детьми. Преступ­ления совершаются и в семьях, в том числе приемными родителями и родственниками. Нередки случаи, когда педофилы ищут одиноких матерей, ухаживают за ними, чтобы жить в одном доме. На самом деле их интересуют не женщина, а ее дети.

Не понимают и молчат

Людмила Мун
Эксперты констатируют и такой печальный факт: зачастую мальчики и девочки не осознают, что в отношении них совершается насилие, а родители не владеют должными знаниями, чтобы увидеть, что с ребенком что-то не так. Процесс получения информации особенно сложен, когда речь идет о малолетних. В стране создана сеть комнат опроса для работы с детьми, которые предположительно стали жертвами насилия. Одна из них действует в Государственном комитете судебных экспертиз. Что происходит внутри, рассказывает начальник отдела психолого-физиологических исследований главного управления судебно-психиатрических экспертиз ГКСЭ Людмила Мун:

– В нашей комнате работают пять психологов, специально подготовленных для проведения опросов с детьми о том, что произошло, для работы с их травматическим опытом и воспоминаниями. Мальчиков опрашивают психологи-мужчины, девочек – специалисты-женщины. В соседнем помещении могут быть законные представители, следователи, сотрудники МВД. В самой же комнате опроса ребенок находится наедине с психологом, никакого влияния и воздействия на содержание его ответов не происходит. Мы используем специальные технологии, которые позволяют избегать наводящих, внушающих вопросов. Стараемся получить от ребенка рассказ в свободной форме о том, что с ним случилось, дать ему возможность раскрепоститься, потому что долгое время жертвы молчат, хотя произошедшее их беспокоит и тревожит. Раскрываясь и выплескивая мучающую тайну, дети психически лучше себя чувствуют.
Оксана Иванишкина-Кудина

Тесно взаимодействуют с сотрудниками правоохранительных органов и медики. При этом соблюдается принцип добровольности при прохождении профосмотра, уверяет главный внештатный детский гинеколог Минздрава Оксана Иванишкина-Кудина:

– Если кто-то не желает проходить профилактические осмотры, заставить мы не можем, хотя всегда говорим о том, что они нужны, потому что нацелены в первую очередь на выявление заболеваний репродуктивной системы. Наша работа строится на доверии, когда ребенок без страха может обратиться со своими проблемами и жалобами в центры, дружественные подросткам.

Как предотвратить беду?

Ближе родителей у ребенка никого нет. Именно они должны распознать первые тревожные звоночки в его поведении. Но еще важнее для родных постараться избежать трагедии. Преподаватель психологии Рес­публиканского института высшей школы Дарья Иванова убеждена, что затрагивать вопросы интимной сферы с малышом надо с момента, когда он начал говорить:
Дарья Иванова

– Если пояснять детям, что есть интимные зоны, до которых никто не может дотрагиваться, то у них четко сформируется понимание, что такое границы тела. Точно так же, как девочки и мальчики знают, почему нельзя переходить дорогу на красный свет, они должны быть в курсе: если дядя или тетя предлагают конфету или посмотреть мультики, надо отвечать «нет». Сценарии, как поступать в таких ситуациях, надо проигрывать буквально по ролям. Тогда у детей будет меньше шансов попасть на уловки взрослых со злым умыслом. Очень важно, чтобы в семье была создана доверительная атмосфера и ребенок стремился делиться своими проблемами и тайнами. Надо наблюдать, какое у него настроение, не поменялось ли поведение. Если сын или дочка вдруг становятся скрытными, начинают как-то иначе организовывать свой досуг или учебу, это должно насторожить. На гаджеты желательно установить программу родительского контроля, чтобы быть уверенными в детской безо­пасности в сети.


СКАЗАНО

Ольга Чемоданова, начальник управления информации и общественных связей МВД:

– Если родитель подозревает, что ребенок подвергается сексуальному насилию, не надо бояться заявлять об этом в милицию, даже когда есть большие сомнения. Информация не получит огласки, но позволит провести тщательную проверку. Заявить о своих догадках можно в отношении любого ребенка, в том числе и анонимно: достаточно сообщить данные о местожительстве предполагаемой жертвы. Телефонным звонком по номеру 102 вы защищаете права и жизнь маленького человека.

zubkova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter