Минск
+3 oC
USD: 2.2
EUR: 2.38

«Я профессию выбрал правильно»: Василий Пухов больше сорока лет верен своему предмету — трудовому обучению

Научить трудиться

На самом видном месте в кабинете учителя трудового обучения гродненской гимназии № 2 Василия Пухова — портрет Лермонтова. Это работа одного из его первых учеников Владимира Лапиньша, которому в школе-интернате не было равных в технике выжигания по дереву.


– Сорок четыре года храню. К сожалению, не знаю, как сложилась судьба этого способного мальчишки. Очень надеюсь, что вырос достойным человеком, я в него верю. Смотрю на подарок Вовы и понимаю: я профессию выбрал правильно, — говорит Василий Николаевич.

Его педагогический стаж — более четырех десятков лет, а ведь выпускник химико-технологического техникума Василий Пухов стал учителем случайно: не прошел медкомиссию, чтобы работать по специальности на химическом предприятии и в поисках работы зашел в Гродненскую школу-интернат — там требовался трудовик.

— Я ведь и сам тогда вместе с ребятами учился. Понял, что учитель из меня получится, когда урок труда мои «трудные» мальчишки стали называть любимым, а меня гурьбой встречали, — вспоминает Василий Николаевич.

В нынешнюю гродненскую гимназию № 2 Пухов пришел, когда она была еще обычной средней школой, и уже сорок два года здесь. Заочно окончил ГрГУ имени Янки Купалы по специальности «учитель математики», но так и остался верен своему предмету — трудовому обучению. Говорит, что с гимназистами работать — одно удовольствие, если, конечно, заинтересуешь.

— Дети всегда чувствуют фальшь, они никогда не примут такого учителя, который сам не любит школу, — делится Василий Николаевич своей педагогической философией. 

Мы идем по школьному коридору, куда на переменке высыпали из классов гимназисты. Пухов едва успевает здороваться с каждым. Не надо быть опытным психологом, чтобы по детским лицам прочитать: приветствуют они учителя уважаемого и любимого.

Несмотря на перемену, мастерская не пустует. Оказывается, у Василия Николаевича есть ученики, которые сюда буквально мчатся, чтобы обсудить с ним не терпящие отлагательства нюансы важного дела. Одиннадцатиклассник Марат Глобыж, к примеру, собирает байк своей мечты. Парень летом заработал деньги, купил старенький мотоцикл и усовершенствует его с помощью опытного учителя.

— Василий Николаевич — классный!
— дает такую емкую характеристику педагогу ученик. Все ребята дружно поддерживают.

Тем временем звонок зовет на урок и мастерская наполняется шестиклассниками. Ребята надевают спецодежду и под руководством учителя энергично берутся за ру­банки.

О своих учениках Василий Николаевич Пухов, как и любой истинный наставник, может рассказывать бесконечно. После школы они выбрали разные профессии — от программиста до художника. А самое главное, что эти занятые взрослые люди находят время, чтобы позвонить, а то и в гости заглянуть к любимому учителю. Вот и недавно бывший гимназист Александр Казаков пришел к нему с хорошей целью — познакомить с невестой.

— Сашка очень талантливый. Он занимал первое и второе места в республиканской олимпиаде по трудовому обучению. В числе наших призеров и Дима Некрашевич, — с гордостью делится успехами своих учеников наставник.

Чему можно научиться на уроках труда под руководством талантливого педагога? В ответ на этот вопрос Василий Николаевич протягивает мне альбом с фотографиями оригинальных работ: от деревянного подсвечника до импульсного металлоискателя. С удивлением обнаруживаю среди них электрогитару.

— Да, с Сашей Казаковым мы сделали настоящую гитару, не муляж, и взяли первое место на олимпиаде в республике, — вводит в курс дела Пухов.

В разговоре выясняется, что первую гитару Василий Николаевич изготовил еще на заре своего учительства для сына-музыканта. 

Чтобы понять, насколько скрупулезная это работа, достаточно увидеть чертежи музыкального инструмента. Еще более внушительны чертежи электромобиля, созданного бывшим гимназистом Александром Козловым к областной олимпиаде по трудовому обучению. ­Василий Николаевич говорит, что здесь сошлось много школьных дисциплин: от труда до физики. 

Кстати, с уроками черчения у Пухова связаны свои воспоминания.

— В техникуме я черчение страшно не любил, а преподаватель была очень принципиальной. Она заставляла меня переделывать чертежи до тех пор, пока я не осознал, что имею-таки к этой науке склонность. Лишь спустя годы понял, насколько за такое терпение педагогу благодарен, — вспоминает Василий Николаевич.

В учителе Пухове гармонично сошлись навыки столяра, электрика, сварщика. Именно с его легкой руки многие гимназисты учатся азам «мужской» работы по дому. А если у кого-то получается сделать, скажем, деревянную подставку под смартфон — эта вещь точно станет предметом особой гордости.

— А любят ли современные дети трудиться? — задаю риторический вопрос педагогу.

— Все начинается с привития интереса, а это дело непростое. Учитель здесь должен работать в тесной взаимосвязи с родителями. Ведь ребенка сложно будет чему-либо научить, если папа или мама скажут ему, что труд — предмет в школе бесполезный, куда важнее любой другой, по которому будет тестирование. Я в трудовое обучение вкладываю гораздо большее значение, чем просто научить работать со станком, и радуюсь, когда на мой урок ребята идут с удовольствием, — говорит Василий Николаевич.

Гродненская гимназия № 2 с ее опытными педагогами и достойным оборудованием стала площадкой для проведения областных олимпиад по трудовому обучению. Василий Николаевич вспоминает, как год за годом создавалась эта база, и радуется, что она востребована на таком уровне. 

Кстати, первые деньги многие подростки зарабатывают на летних каникулах в составе трудовой бригады уже в гимназии, и трудовую книжку здесь же получают. Василий Николаевич не без гордости показывает, как качественно сделали ребята порученную им работу.

 Директор гимназии Валентина Садовничая считает, что найти такого учителя трудового обучения, как герой нашей публикации, сегодня непросто:

— Василий Николаевич — человек с золотыми руками и добрым сердцем. Дети его уважают и любят. Он умеет вызвать интерес к своему предмету и научить трудиться. И этот навык в жизни останется важным. 

— Мне уже за семьдесят, но я забываю о возрасте, когда прихожу в школу и окунаюсь в ее атмосферу, когда вижу, что ребята радостно бегут навстречу. Это огромное счастье — понимать, что ты им интересен и нужен, — говорит Василий Николаевич. 

…На переменке, пока учителя не было в классе, кто-то из учеников оставил ему на доске говорящее послание: «Труд — самый лучший!!!»

В ТЕМУ

• Беларусь в рейтинге государств по индексу человеческого развития в сфере образования относится к странам с очень высоким уровнем человеческого развития. Уровень грамотности взрослого населения — 99,7%, охват базовым, общим средним и профессиональным образованием занятого населения — 98%. По показателям поступления детей в начальную и среднюю школу, количеству студентов высших учебных заведений Беларусь находится на уровне развитых стран. Каждый третий житель республики учится.

• В стране работает свыше 8 тысяч учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучение и воспитание более 3 миллионов детей, учащихся, студентов и слушателей обеспечивает около 430 тысяч работников системы образования.

• За парты в новом учебном году сели 1 миллион 30 тысяч учащихся. Из них 115 тысяч первоклассников — это на 5 тысяч больше, чем в прошлом году. Открыты восемь школ-новостроек. Всего в стране функционируют 3 тысячи 3 школы.

• По поручению Главы государства только в столице в течение пяти лет планируется построить 7 школ и 20 детских садов. Первые рассчитаны в общей сложности на 7361 ребенка, вторые смогут посещать 4410 малышей.

semenova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...