В Беларуси ухудшаются экономические показатели сельхозпредприятий

«Научились ли мы бороться за свой рынок?»

В последнее время повсеместно ухудшаются экономические показатели сельхозпредприятий
За последние 10 лет Беларусь вложила огромные ресурсы в развитие аграрного сектора. Коренным образом переоснащен машинно-тракторный парк, обновлены мощности общественного животноводства, построено более 300 новых молочно-товарных ферм, до современного уровня реконструировано свыше 800 МТФ. Растут урожаи зерновых, овощей и фруктов. Все это позволяет сегодня полностью обеспечить продовольственную безопасность страны. Громко заявил о себе отечественный АПК и на внешнем рынке. И вместе с тем в последнее время повсеместно ухудшаются экономические показатели сельхозпредприятий, падает, а зачастую и вовсе не выдерживает никакой критики эффективность хозяйствования на земле.

По какому пути идти дальше, как правильно распорядиться немалыми ресурсами, где еще найти резервы? На эти и другие темы «СГ» беседует с генеральным директором агрокомбината «Ждановичи» Минского района Григорием ЧУЙКО. 

— Григорий Петрович, скажите честно, работать стало сложнее?

— А легкой жизни у аграриев никогда не было. Я уже почти 20 лет руковожу хозяйством и не помню, чтобы приходил на работу позже семи утра, а на посевной или уборочной вообще времени не замечаешь. Но если без лирики, то положение, конечно, изменилось. Причем во всем агропромышленном комплексе. Возросла конкуренция на внешнем и внутреннем рынках, постоянно растут цены на топливо, электроэнергию. Все это сказывается на себестоимости продукции. Вот и получается, что у нас цены иногда выше, чем на зарубежный продукт.

— Сегодня многие ратуют за свободное ценообразование…

— В принципе, мы и так сами устанавливаем цены на свою продукцию, никакого внешнего давления нет. Стоимость диктует рынок, с него и спрос. Но если крестьянину советуют, когда, сколько и что сеять, по какой цене и кому продавать, многие убыточные предприятия так и не сумеют преодолеть свою экономическую отсталость. Возможно, что их станет даже больше. Здесь нужен не так называемый административный ресурс, а личная заинтересованность каждого в конечных результатах своего труда.

— Эффективность вашего производства, в особенности овощеводческой продукции, сегодня в прямой зависимости от вашего же умения торговать. 

— Научились ли мы бороться за свой рынок? Пожалуй, однозначного положительного ответа еще долго никто не даст. Но мы присутствуем на общем рынке, уже понимаем его законы и стремимся по ним работать. Что-то умеем, что-то знаем. А чему-то надо долго учиться. Принцип для всех одинаков: произвести подешевле, а продать подороже. 

— Даже союзникам, в страны Таможенного союза?

— А почему бы и нет. Да, мы на едином продовольственном рынке ЕАЭС, но качество продукции, ее себестоимость могут разниться. Вот только для успешной конкуренции с партнерами, в том числе с Россией, надо, чтобы отечественные закупочные цены и цены в сопредельных государствах были идентичными. Было бы хорошо, если бы процентные ставки по кредитам у нас также стали примерно одинаковыми с Россией и Казахстаном. То же касается и налоговой базы. Это позволит белорусским сельхозпроизводителям иметь высокую конкурентоспособность. А цена должна побуждать производителя выпускать больше продукции высокого качества.

— Вы побывали во многих странах. Можете сравнивать, проводить параллели, где наше место, как мы далеки или близки от мировых лидеров?

— Все-таки единый мировой рынок — понятие условное. Давайте говорить об овощах. Что нам равняться на Латинскую Америку, если там даже культура питания другая, соответственно, и задачи перед сельхозпроизводителями другие. Но у нас есть соседи — Прибалтика, ряд российских регионов, Украина... Их наработки, их уровень, их качество интересны и нам. Мы знаем, когда и что они выбрасывают на рынок, даже пытаемся заглянуть в их завтра: а что же они открыли? Кто первый — тот всегда в выигрыше!

— Большие вопросы с выходом нашей сельхозпродукции на рынки Евросоюза…

— Уверен, здесь надо объединять усилия. Только крупнотоварные предприятия или холдинги смогут определять положение отечественного АПК на внутреннем и внешнем рынках. В 1999 году наше хозяйство располагало немногим более трех тысяч гектаров сельхозугодий. После присоединения убыточных стало почти 18 тысяч гектаров, но этого мало. Чтобы полностью обеспечить себя зернофуражом, гарантировать баланс кормов для молочного скотоводства, эффективно развивать овощеводство и садоводство, нужно не менее 20 тысяч гектаров. На больших площадях рациональнее используются материально-технические ресурсы, выше технический КПД, ниже себестоимость продукции. Будущее только за крупнотоварным производством. Считаю, что необходим белорусский холдинг и для таких, как и мы, производителей овощей. Здесь, кстати, можно поучиться у России. Тогда с нами тот же Евросоюз будет разговаривать на равных.

— У наших соседей, в тех же прибалтийских республиках, России, частная собственность на землю. Возможно, и нам пригодится их опыт?

— Я согласен с Александром Григорьевичем Лукашенко, который на недавней встрече с фермерами заметил, что нам об этом говорить еще рано. И в самом деле: разве агрокомбинат «Ждановичи», на 100 процентов государственное предприятие, работает хуже других? Сама по себе частная собственность на землю не панацея от всех бед, а лишь одна из форм развития агрокомплекса.

— Но все-таки аграрию без господдержки не обойтись?

— Это общемировая практика, в том числе и наших соседей. К примеру, один из крупнейших российских агрохолдингов «Мираторг» был прокредитован год назад на 2 миллиарда 650 миллионов долларов. Но сегодня настало время посмотреть у нас на сельское хозяйство не как на постоянного просителя бюджетных ресурсов, а как на полноценного субъекта экономики страны, имеющего серьезный экспортный потенциал. Поэтому и господдержка нужна точечная. А то многие уже привыкли к финансовой игле.

Госпрограммы поддержки производителей сахарной свеклы, льна и других культур дают возможность выйти на современный уровень производства. Именно дальновидность Президента обеспечила не только сохранение крупнотоварного сельхозпроизводства, но и само существование некоторых аграрных отраслей. Ведь в свое время всерьез рассматривался вопрос о ликвидации тепличного производства в Беларуси как неперспективного. Однако жизнь подтвердила правоту Президента, который не позволил уничтожить отрасль. Получив необходимую финансовую помощь государства, тепличные предприятия возродились. Теперь круглый год на столах граждан белорусские овощи и зелень.

— Чтобы модернизировать и развивать производство, в первую очередь нужны квалифицированные кадры. К сожалению, они неохотно идут в АПК, да и в сельхозвузах постоянный недобор…

— Да, 4—5 миллионов в месяц за тяжкий труд — зарплата небольшая. У нас в агрокомбинате по итогам прошлого года она составила в среднем более 8 миллионов рублей. Человека нужно заинтересовать. Однако надо и понимать, что высокая зарплата — это высокие производительность труда и качество продукции. Только через строгий коммерческий расчет, через инициативу наших людей, через снижение материальных издержек мы можем достичь эффективной работы. Уверен, так и будет.

— Спасибо, Григорий Петрович, за содержательное и откровенное интервью!

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter