Белорусский экспорт в Россию проигрывает: С нами расплачиваются все более дешевеющими российскими рублями

Нацвалюты в расчетах хороши. Но доллары лучше?

В МИНУВШЕМ году валюта нашей восточной соседки снизилась почти на 60 процентов. Белорусский экспорт в Россию проигрывает: с нами расплачиваются все более дешевеющими российскими рублями, а свои цены зачастую отказываются повышать, упираясь на ранее зафиксированные в договорах цифры. Поэтому когда белорусские экспортеры переводят их по новым курсам в доллары,  явно видят проигрыш. За прошлый год по поставкам сельхозпродукции, вопреки ожиданиям, будет солидный недобор выручки. Пока в Правительстве говорят о 160 миллионах долларов. Но ведь есть еще тракторы, автомобили, карьерные самосвалы, да в общем весь ассортимент промпроизводства.

18 декабря Президент потребовал от Правительства вести расчеты с Россией в валюте — долларах или евро. «Так как мы платим за электроэнергию не в рублях, а в долларах. Надо было давно работать и требовать, чтобы они нам тоже платили в твердой валюте. Мне докладывает Правительство, что лед тронулся. Покупатели нашей продукции в России платят в долларах. Если в рублях — то в соответствии с курсом на сегодняшний день, на сегодняшний час», — подчеркнул Президент.

И Беларусь привязывает экспортные цены на продовольствие к доллару. С 3 декабря 2014 года Минсельхозпрод установил минимальные рекомендуемые цены для экспортеров мясо-молочной продукции. Например, сливочное масло жирностью 72,5 процента — 3,59 доллара за килограмм, сухое молоко — 3,2, говядина мороженая I категории — 3,88 и 3,39 доллара за килограмм.

Вроде бы и Россия пошла нам навстречу. Заместитель Премьер-министра Михаил Русый сообщил: есть договоренность, «чтобы цены на продукцию, которую мы поставляем в Россию, были фиксированы в долларах по факту предоплаты по курсу Центробанка РФ». Но удастся ли договориться об этом отдельным нашим предприятиям со своими конкретными российскими контрагентами, он не уточнил. И неудивительно, потому что эксперты не могут дать однозначного ответа о выгоде и перспективности для Беларуси перевода взаиморасчетов с Россией на доллары.

Надо сказать, в двустороннем российско-белорусском товарообороте большая часть расчетов давно переведена на рубли. Доллар занимает порядка 20 процентов, а 70 — обслуживаются российскими рублями. Основные объемы в долларах мы платим только за российские энергоносители — газ и нефть. Более того, в конце октября на Межбанковском валютном совете ЦБ России и Национального банка Беларуси обсуждался вопрос о стимулировании дальнейшего роста расчетов в национальных валютах. По словам тогдашнего главы Нацбанка Надежды Ермаковой, ЦБ России проводит переговоры с крупнейшими российскими нефтегазовыми экспортерами о возможности перевода расчетов с белорусской стороной на российские рубли.

Но пока воз и ныне там, и, вероятно, останется «там» надолго. Сомнительно, что российская сторона пойдет на этот шаг: долларовые платежи за энергоносители составляют основу ее национальной экономики. А в условиях стремительного падения экономики нашей соседке спрыгнуть с этой «иглы» будет очень болезненно.

Понятно, что российский кризис неизбежно должен был перекинуться к нам через открытую границу. Наши планы наращивания эффективного экспорта оказываются все более проблематичными. Экспортеры попали между молотом и наковальней. На первый взгляд, экономически обосновано, чтобы с нами рассчитывались в долларах. Но так ли это выгодно нам и все ли риски здесь учтены?

Сегодня всем очевидно, что покупательная способность россиян продолжает снижаться, а рынок, соответственно, сужаться. Торговать с Россией в валюте может оказаться себе дороже. По цене мы станем неконкурентоспособными, потому что наша продукция сразу же подорожает процентов на 20. Доллар растет чуть ли не каждый день, значит, и наши мясо-молоко будут дорожать одновременно. Зачем при нестабильности курса российскому коммерсанту давать обязательства, что он будет работать в валюте? Сейчас каждая сторона копейку считает.

Да и в целом мировой рынок молока и мяса перенасыщен, поэтому резко снизилась стоимость особенно молочной продукции. Возьмем цены компании Fonterra — главного законодателя цен на молочные продукты на мировом рынке. По сравнению с декабрем 2013 года цены на сухое обезжиренное молоко снизились в 2 раза — до 2,4 доллара за килограмм, сухое цельное молоко — в 2,2 раза — до 2,22, масло — на 30 процентов — до 2,85 доллара за килограмм. По оценкам специалистов, рынок молока и мяса может измениться, но не раньше чем через полгода, и не известно еще в какую сторону.

Если сравнить с нашими сегодняшними экспортными ценами, становится очевидно, что они близки к мировым, а то и выше, поэтому вряд ли наша сельхозпродукция конкурентоспособна по стоимости. И это при условии, что белорусское продовольствие поставляется без ввозных пошлин.

Кроме того, нельзя не учитывать, что Россия любыми способами как защищала, так и будет защищать свой рынок, несмотря на разного рода декларации. В Госдуме подготовлен законопроект о том, что не менее 70 процентов всех продовольственных товаров в торговых сетях должны составлять отечественные продукты, а импортные — не более 30, пишет газета «Известия». Это должно поддержать и экономически стимулировать отечественного производителя.

Главный вопрос — как действовать белорусским экспортерам в условиях стабильно падающего российского рубля и спроса? К сожалению, разговоры о диверсификации рынков сбыта идут не первый год, но реальных подвижек здесь немного. Поэтому надо определиться, что важнее: сиюминутная выгода или долгосрочная перспектива.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter