Компетентный вторник: белорусский образ жизни

Национальный код

В преддверии Дня Независимости логично говорить о государственности, значении суверенитета страны. Но обычно за скобками остается важнейшее гуманитарное понятие — образ жизни. Парадоксально, но мы зачастую можем больше сказать про американский образ жизни, немецкий, английский, но белорусский остается для многих терра инкогнита. А так ли это на самом деле? Поразмышлять об этом «СБ. Беларусь сегодня» пригласила председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке, члена-корреспондента НАН, доктора исторических наук, профессора Игоря МАРЗАЛЮКА, доктора экономических наук, профессора Валерия БАЙНЕВА и председателя наблюдательного совета Белорусского комитета молодежных организаций, аналитика Вадима БОРОВИКА.

Фото БЕЛТА

Гуманитарный суверенитет

И.Марзалюк: Когда мы говорим о гуманитарном суверенитете, то понимаем под ним систему ценностей, ту аксиологию, которая основывается на традиционных ценностях народа, выработанных с ходом его истории. И на тех вещах, которые мы считаем важнейшими для своей самоидентичности. Если говорим о гуманитарном суверенитете нашей страны, мы в первую очередь исходим из тезиса, что при всех разночтениях белорусский народ возник и оформился как народ христианский. В основе белорусской ценностной системы — аврамические ценности: христианство, традиционная семья и все те вещи, которые столетиями составляли нашу основу. Мы основываемся на тех философемах (они могут быть интернациональными и вообще какими угодно), которые соответствуют нашему пониманию важнейших мировоззренческих ценностей. Прежде всего это касается белорусской субъектности во всех ее проявлениях.

Фото БЕЛТА

В.Боровик: Реальный гуманитарный суверенитет позволяет народу не только адекватно реагировать на внешние вызовы и угрозы, он также обеспечивает динамичное развитие нации. Опираясь на пройденный нами исторический путь, сложившиеся традиции и ценности, мы не должны забывать о важности выработки у нашего народа способности быстро адаптироваться к постоянно изменяющейся обстановке в мире. В этом процессе мы не будем выступать статистами, которые способны лишь приспосабливаться к новым мировым тенденциям и укладам. Наша задача, отстаивая национальные интересы и жизненно важные ценности, присущие белорусам, по целому ряду аспектов развития мировой цивилизации быть готовыми выступать «законодателями моды».

В.Байнев: Для меня гуманитарный суверенитет страны — это способность ее народа и государства распознавать и отвергать энергично навязываемые нам извне некие якобы «общечеловеческие» ценности, которые в реальности разъедают незамутненную душу белорусского народа, подвергают сомнению выработанные и выстраданные нашими предками традиционные ценности и смыслы, расшатывают и подрывают авторитет белорусского государства, созданного народом для защиты своих насущных чаяний и интересов. Иными словами, гуманитарный суверенитет нации — это ее смысловой, мировоззренческий, идеологический иммунитет, который позволяет белорусам хранить и защищать переданные нам из глубины веков традиционные ценности и идеалы, вести веками испытанный образ жизни, иметь свой собственный пока еще ни разу не подводивший нас ход мыслей. Одним словом, это смысловая иммунная система, которая позволяет народу сохранять его национальную, в данном случае белорусскую, идентичность. Не будет такого иммунитета — увы, не будет и белорусского народа.

Фото БЕЛТА

Белорусский образ жизни — каков он?

И.Марзалюк: Это понимание того, что нельзя абсолютизировать ни индивидуальное начало, ни коллективное. Понимание того, что мы, белорусы, не можем считать себя людьми, если нашим соотечественникам плохо. Белорусский образ жизни — это отрицание тех человеконенавистнических парадигм, которые ставят на вершину пирамиды и абсолютизируют собственные вещи. Для меня белорусский образ жизни — это наша толерантность, которая основывается на том, что каждый из нас может свободно исповедовать ту или иную религию или не исповедовать никакой. И это не является причиной ни для его дискриминации, ни для уничижения. Это понимание того, что мой сосед может быть немного не таким, как я, но это ничего не меняет в моем отношении к нему. Это спокойное уважительное отношение к чужой конфессиональной или языковой практике с четким пониманием того, что никто из этих людей, равно как и я сам, не имеет права на уничижение этой традиции в целом. Это взаимоуважение в целом, баланс между эго и коллективным началом. Именно это помогало белорусскому народу сохраниться и восстанавливаться на протяжении столетий.



В.Байнев: Самая главная особенность белорусов — это, на мой взгляд, их врожденное, если хотите, генетическое трудолюбие, что во многом предопределяет многие другие черты нашей ментальности. Среди них — уважение к честному труду и неприятие неправедно нажитого богатства, свойственные всякому труженику справедливость, желание жить в мире и согласии с соседями и в то же время способность сурово наказать всякого посягнувшего на их мирный труд. Еще одна архиважная, на мой взгляд, особенность белорусской ментальности — прагматичная рассудительность, осторожность, миролюбивая осмотрительность белорусов, зачастую резко критикуемая и сравниваемая с нерешительностью, неинновационностью и даже покорностью. Однако если воочию посмотреть на то, к чему де-факто уже привели необдуманный динамизм и опрометчивая инновационность некоторых наших соседей, начинаешь понимать, что ставшая притчей во языцех «памяркоўнасць» белорусов значима не меньше их врожденного трудолюбия. И действительно, никакая работоспособность не помогает в условиях, когда из-за склонности к резким политическим новациям приходится усиленно ломать голову над тем, как остановить братоубийственную войну да вернуть утраченные территории. Одним словом, трудолюбие, миролюбие и мудрое понимание того, что от добра добра не ищут, — вот, на мой взгляд, традиционный образ жизни и ход мыслей белорусов.



В.Боровик: Правильное понимание образа жизни белорусского народа важно в первую очередь с точки зрения определения его способности эффективно конкурировать в системе международного разделения труда, обеспечивать политическую, экономическую и социальную стабильность государства. А это напрямую связано с вопросами национальной безопасности и государственного суверенитета. По данным ООН, Беларусь входит в число стран с очень высоким индексом развития человеческого потенциала. Это самый объективный рейтинг, определяющий развитие государств, он учитывает все основные показатели, включая экономические, социальные и культурные аспекты. Из 189 государств Беларусь занимает 50-е место, обойдя ряд стран ЕС и являясь, наряду с Россией, лидером в рейтинге среди государств СНГ. Вышеприведенный индекс ООН говорит о том, что белорусский образ жизни, основанный на социальной справедливости, трудолюбии, толерантности, миролюбии и разумной осмотрительности, является залогом устойчивого развития нации.

Как он формируется?

В.Байнев: Древнекитайская, по-моему, мудрость гласит, что мир управляется из детской. В теперешних условиях формирования экономики знаний данную мудрость следует понимать гораздо шире, ибо сегодня будущее любой нации определяется еще и в школьном классе да в вузовской аудитории. Именно поэтому так настойчиво тянутся зарубежные «доброжелатели» да всякие там чужеземные грантодатели к отечественной научно-образовательной системе, пытаясь с помощью рейтингов, всяких индексов Хирша, мелких инвалютных подачек и прочих внешне безобидных «болонских инноваций» отформатировать ее под все те же «общечеловеческие» идеалы. Если не изменить такое отношение к своему ценностно-смысловому иммунитету и разменять его на иноземные медяки, то очень скоро нынешняя коронавирусная инфекция, ввергнувшая мировую экономику в пропасть очередного кризиса, покажется нам смешным детским лепетом.



В.Боровик: Задавая вопрос «Как?», мы прежде всего должны ответить на вопрос «Для чего?». Наша задача состоит в том, чтобы вывести страну в лидеры по экономическому и социальному развитию, при этом обеспечить безопасность нации и общественное согласие. Поэтому ошибочно рассматривать сложившийся образ жизни белорусов как нечто незыблемое и не поддающееся усовершенствованию. Сохраняя лучшее, мы должны постоянно самосовершенствоваться и развиваться. В свое время неспособность руководства СССР адаптировать советский образ жизни к новым экономическим и геополитическим реалиям привела к распаду страны. Мы усвоили этот урок. Белорусское трудолюбие должно подкрепляться еще более эффективной организацией производственных процессов, гарантирующей качество и конкурентоспособность отечественных товаров и услуг. Наша толерантность должна быть ограничена «красными флажками», заступать за которые — значит посягать на наши традиционные ценности и национальные интересы. Присущая нам осмотрительность не должна становиться причиной личной безынициативности и боязни принятия ответственных решений. Это касается и каждого белоруса. От личного вклада каждого из нас зависит успех развития нашей Беларуси.

И.Марзалюк: Белорусский образ жизни не надо формировать, он уже есть. Его просто нужно проговорить в четких образах и понятиях. Белорусский мир подобен ратушной площади в любом древнебелорусском городе, где рядом с ратушей стояли и православный собор, и католический костел, и лютеранская кирха, и синагога, и мечеть. И все это уживалось без конфликтов, резни и оскорблений. Белорусский мир — это уважение себя через уважение других. И умножение добра.


Игорь МАРЗАЛЮК:

— Белорусский образ жизни я бы обозначил одним словом — сумовье. Симфония белорусских традиций и культур, всех тех этнических, конфессиональных общностей и народов, которые волею судеб оказались на этой территории и на протяжении столетий взаимодополняли, солидаризировали и создавали белорусский образ мышления и белорусский образ жизни. Беларусь — это Добрарусь, система ценностей которой основана на убеждении, что невозможно быть счастливым, если вокруг тебя несчастные.


Валерий БАЙНЕВ:

— Не секрет, что каждого из нас ежечасно, ежеминутно, ежесекундно со всех сторон атакуют миллиарды смертельно опасных микробов. Они проникают в нас с вдыхаемым воздухом, пищей, питьем, сквозь раны на коже. И если бы не иммунитет, то эта нечистая сила в считаные минуты убила бы любой организм. Думается, от схожей опасности спасает белорусскую нацию ее гуманитарный суверенитет. С той принципиальной разницей, что ум и душу нашего народа отовсюду беспрерывно атакуют смысловая, мировоззренческая, идеологическая «инфекции».


Вадим БОРОВИК:

— Говоря о нашей толерантности в национальном, религиозном, культурном и целом ряде других вопросов, мы зачастую проявляем излишнюю мягкость к лицам и институтам, злоупотребляющим белорусской терпимостью. В первую очередь это касается посягательств на наши суверенитет и национальные интересы. Любые высказывания и заявления, как на бытовом, так и на межгосударственном уровне, подвергающие сомнению самодостаточность белорусского государства, принижающие роль нашего народа в мировой истории, должны жестко пресекаться нашим государством в рамках национального и международного законодательства. 

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter