Национальный исторический музей готовит женщинам сюрприз в Международный женский день

— Встречаем весну вместе с историческим! 8 марта Национальный исторический музей Республики Беларусь дарит всем женщинам, девушкам и девочкам пригласительные билеты на посещение своих экспозиций и выставок. Проведите этот день вместе с нами. Вы — наше главное украшение! — призывает музей на своей странице в соцсети.

Кроме постоянных экспозиций гостьи музея смогут осмотреть фотовыставку «Михайловское. Кабинет Пушкина», подготовленную совместно с Государственным мемориальным историко-литературным и природно-ландшафтным музеем-заповедником А.С. Пушкина «Михайловское». Свой взгляд на эти заповедные места представят два талантливых российских фотохудожника Алексей Лазарев и Николай Алексеев.

Но главное — в этот день можно будет посмотреть уникальную выставку «Ян Комар. Фотограф из Няньково», которую собирались закрыть 1 марта, но продлили еще на 15 дней. На ней представлено фототворчество удивительного человека — Ивана Игнатьевича Комара, который в июле будет отмечать свое столетие.

— При этом он сохранил острый ум, занимается скандинавской ходьбой, три года назад сам по учебнику научился работать на компьютере и завел себе страничку на Фейсбуке, — рассказывает куратор выставки, заведующая отделом письменных и изобразительных источников Национального исторического музея Надежда Савченко.

Иван Игнатьевич — сельский фотограф, хотя по профессии портной.

— После войны в Беларуси было много фотографов-любителей, которые делали работу профессионалов, — рассказывает Надежда Савченко. — В Нянькове был Ян Комар, в Антоновщине — инвалид войны Петр Хвиневич по кличке Дзяд, который, как и Комар, фотографировал своих односельчан на документы. Добраться до города в те времена было почти невозможно, а фотографии на документы были нужны.

Профессия была настолько престижной, что даже дети в деревнях играли в фотографа. Об этом вспоминала одна из жительниц деревни, ныне покойная Надежда Романчик. Мальчик «фотографировал», девочки позировали и улыбались, а потом рисовали и дарили друг другу «фотографии» с подписями «Наде на долгую память от Оли». Память и вправду оказалась долгой, а вот рисунки, к сожалению, не сохранились.

Зато сохранился гигантский фотоархив Яна Комара. Даже его школьные тетрадки, аккуратно разложенные по ящичкам, благополучно пережили войну и теперь оказались в музее.

— Он вынес три коробки, — рассказывает фотограф и куратор Альберт Цеханович. — Одну из них вы видите в витрине. Там была 71 фотопленка, более двух тысяч негативов. Я их отсканировал, выбрал те, которые мне показались самыми интересными, и напечатал их с помощью фотоувеличителя на бумаге 1980-х годов — точно так, как это делал сам Комар.

И получилось ровно сто абсолютно аутентичных фотографий, в которых живет душа Беларуси.

— Это жизнь одной деревни в 1950 —1970 годах, — говорит Альберт Цеханович.

Но для Яна Комара это целая вселенная, которую он создал и запечатлел. На фотографиях видна даже узкоколейка, которой пользовались жители деревни, чтобы добраться до Любчи и Новогрудка. Церковь Петра и Павла, мельница — все это сохранилось лишь на негативах сельского фотографа.

Но главное — люди.

— Люди на этих фотографиях — маленькие звездочки, которые светят нам из той далекой вселенной и заставляют задуматься о великом, о жизни, — говорит Надежда Савченко. — Когда они жили, не было тех богатств и тех чудес техники, которые есть у нас. Но, несмотря ни на что, эти люди светились радостью. Нужно чаще возвращаться к своим корням, выезжать в деревню, откуда все и пошло.

Напитавшись духовностью и аутентикой, можно и помечтать. Через очки дополненной реальности осмотреть красоты Кревского и Гольшанского замков. Прогуляться по парку. Пройтись по дворцам и соборам. С высоты колокольни осмотреть окрестности. Ощутить рыцарский дух своей родины, ее благородную стать. И все это с такой степенью погружения, что захватывает дух.

Бесплатный пригласительный билет можно будет получить в кассе музея 8 марта с 11.00 до 18.30 часов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter