Национальный башмак и философия евро

Английский мыслитель Томас Карлейль как-то рассказал занятную историю про башмаки своего соотечественника, писателя и лингвиста Джонсона.
Английский мыслитель Томас Карлейль как-то рассказал занятную историю про башмаки своего соотечественника, писателя и лингвиста Джонсона. Джонсон, будучи очень бедным, являясь студентом Оксфордского университета, ходил в изорванных башмаках. Студенты сбросились, купили ему башмаки и поставили под дверь. Но Джонсон, утром найдя новую обувь, выбросил ее в окно. И мораль по этому поводу Томаса Карлейля: "Будем стоять на нашем собственном основании, чего бы это нам ни стоило. Будем ходить в таких башмаках, какие мы можем сами добыть себе, будем опираться на реальность и сущность, а не на видимость".

Борис ЛЕПЕШКО, Брест.

Если говорить об Англии, то необходимо признать: страна ходит в национальных башмаках. Это касается как внешних проявлений национальной жизни, так и более глубоких.

Правостороннее движение - национальный башмак. Монархия - еще какой башмак. Вечное соперничество вигов и тори - это как правый и левый башмаки. Даже умение хорошо играть головой в футбольных чемпионатах можно отнести по "ведомству башмака": выходит, есть что-то в национальном характере, что позволяет использовать голову и таким образом.

Но при всей иронии "методологию башмака" нельзя не признать справедливой. Особенно сегодня, когда глобализация и прочие объединительные тенденции стирают в архивную пыль национальные различия.

Ведь что такое, по большому счету, популярное понятие "евро"? На мой взгляд, это не только обозначение определенной денежной единицы. Это целая философия, которая наступает на всех фронтах.

Европарламент и евроконституция, евродепутаты и евроизгои, еврограница и евротаможенники, европограничники и еврособаки на европоводках... Мы уже привыкли к этим диковатым словосочетаниям, и нас нисколько не пугают ни европтицы, бороздящие евронебо, ни евролюди, претендующие на новое качество жизни и соответственно новый социальный, геополитический статус.

Конечно, никто не против открытой Европы, все за новые возможности для экономики и культуры, которые открываются в связи с обозначенными небывалыми тенденциями.

Вот только нет никакой необходимости превращать философию евро в очередной марксизм-ленинизм и прятать на чердаки национальные башмаки, которые хоть и поизносились, но лет пятьсот еще послужат.

Особенно это касается молодых государств, которые только-только надели на свои ноги пресловутые национальные башмаки. Надеть-то они их надели, но тут же слышат юбилейные голоса: поносили, ребята, башмачки и долой их. Вот вам новая обувка, европейского качества: носите, износу не будет.

Ведь такого рода разговоры слышим нынче сплошь и рядом. Представитель серьезного евроучреждения, приехав на три дня в нашу страну, успевает заметить, что национальные башмаки нам уже жмут, и предлагает срочно сменить их на европейскую обувь. Причем слова произносятся соответствующие: о европейском праве, европейских традициях, европейских правилах игры. И, по большому счету, никого не волнует, что думает по этому поводу сам "башмаконоситель".

Все мы хорошо помним недавнее и в целом славное советское прошлое. Но вот с "единственно верным учением" все же промашка вышла: и идеологий в мире оказалось больше "единственного", и жесткие мировоззренческие тиски не всем пришлись по вкусу.

Но не возникает ли впечатления, что нынче мы имеем нечто похожее, несмотря на многочисленные разглагольствования о плюрализме и свободе мнений? Ведь те же европравила, по которым призывают играть многие государства, ничем не лучше старых, знакомых дефиниций про базис и надстройку, ведущую роль знаменитой партии, соответствующую статью в Конституции страны.

Нас так жестко призывают руководствоваться этими правилами, что все это действо начинает напоминать колхозное стадо, где пастух пугой строит буренок, а для особо непослушных включает "электропастуха".

И ведь все понимают, что заставлять - это все же недемократично. Но чтобы этому пониманию не дать хода, включают старую колониальную пластинку про цивилизаторов и цивилизуемых. Вот известный Хельсинкский комитет прекрасно знает, что необходимо цивилизуемым. Его деятели борются за наши права с такой истовостью, что протопоп Аввакум снял бы перед ними шляпу, если бы ее, конечно, носил...

Вообще поражает одна вещь: все вс„ знают. На много лет вперед. И что надо белорусам, и куда им идти, и кого просить подать руку, чтобы не заблудиться и вовсе не пропасть.

А все же кажется, что надо больше обращать внимание на национальные башмачки. И пусть они сегодня, как писал Томас Карлейль, не лучшего качества и в чем-то проигрывают тупоносым лакированным еврособратьям, но это - наши башмаки. И это определяет все.

Подобного рода подход не является ни националистическим, ни славянофильским. Он - национальный, потому что на первое место ставит национальный интерес и развивает национальные традиции. Может, такого рода методология не является актуальной для тех государств, у которых период национального становления далеко позади. Тот же Джонсон выбросил за окно свои башмаки несколько сотен лет тому назад. А для нас это актуально. Для нас это важно. И потому философия евро должна изучаться в наших аудиториях ровно столько же часов, сколько отдают на изучение иным благородным теориям.

Да, философия евро существует. Но существует и национальный башмак, у которого несомненное будущее.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter