Национальная стратегия развития и управления системой природоохранных территорий до 1 января 2015 года

(Окончание.Начало в № 45, 49.)
23.2. оптимизация системы управления природоохранными территориями путем:
оптимизации системы государственных органов и иных организаций, в том числе государственных природоохранных учреждений, осуществляющих управление в области особо охраняемых природных территорий;
обеспечения управления природоохранными территориями на основании планов управления, планов действий по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и дикорастущих растений;
подготовки специалистов в области особо охраняемых природных территорий, а также повышения квалификации работников государственных органов, осуществляющих государственное управление природоохранными территориями, и государственных природоохранных учреждений;
23.3. территориальное развитие системы особо охраняемых природных территорий путем:
разработки и реализации схем рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения, региональных схем развития особо охраняемых природных территорий местного значения, государственных программ развития системы особо охраняемых природных территорий, учитывающих требования формируемой в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 января 2007 г. № 19 национальной экологической сети и обязательства Республики Беларусь по международным договорам Республики Беларусь исходя из социально-экономического развития регионов и интересов лесопользователей;
подготовки на основании научных и технико-экономических обоснований представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий;
учета особо охраняемых природных территорий;
23.4. осуществление эффективной охраны природоохранных территорий путем:
разработки и реализации мероприятий (планов действий) по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений и диких животных, мест их произрастания и обитания, минимизации негативного воздействия чужеродных видов, восстановлению нарушенных экологических систем, прежде всего болот;
сохранения небольших по размерам ценных водных объектов (криниц);
выявления и передачи под охрану пользователям земельных участков и водных объектов, редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и дикорастущих растений;
усиления контроля за соблюдением режима охраны и использования природоохранных территорий;
проведения профилактической работы с местными жителями, направленной на обеспечение соблюдения режима охраны и использования природоохранных территорий;
23.5. оптимизация хозяйственной и иной деятельности на природоохранных территориях в целях устойчивого использования природных ресурсов этих территорий путем:
разработки и реализации мероприятий по сохранению и рациональному использованию особо охраняемых природных территорий с учетом социально-экономического развития регионов;
экологизации лесоуправления и лесопользования на природоохранных территориях;
изменения структуры сельскохозяйственного землепользования и перехода к экологически сбалансированным видам хозяйствования, реализации мер по возрождению и развитию традиционных форм природопользования, основанных на устойчивом использовании ресурсов природоохранных территорий;
разработки и осуществления комплекса мер по оптимизации ведения лесного, охотничьего и рыболовного хозяйства в границах особо охраняемых природных территорий;
поэтапного выноса за пределы водоохранных зон и прибрежных полос объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых несовместимо с режимом водоохранных зон и прибрежных полос;
установления в границах заказников возрастов рубок главного пользования в еловых насаждениях, достигших возраста 80 и более лет;
23.6. создание условий для развития туристической деятельности на особо охраняемых природных территориях путем:
определения перечня перспективных для развития туристической деятельности особо охраняемых природных территорий на основании проведенной оценки природных туристско-рекреационных ресурсов особо охраняемых природных территорий и возможностей их использования;
развития туристической инфраструктуры на перспективных особо охраняемых природных территориях, в том числе формирование и совершенствование эффективной инфраструктуры агроэкотуризма на базе сельских поселений;
создания единой справочно-информационной системы по природным достопримечательностям, маршрутам и турам, сервисному обеспечению сферы туризма на перспективных особо охраняемых природных территориях в рамках формирования государственного кадастра туристских ресурсов;
осуществления туристической деятельности на особо охраняемых природных территориях с учетом научно обоснованных нормативов допустимой антропогенной нагрузки на особо охраняемые природные территории;
23.7. научно-методологическое обеспечение и повышение эффективности научной деятельности путем:
разработки и реализации долгосрочных и краткосрочных программ научных исследований для природоохранных территорий;
совершенствования научных основ заповедного дела и эколого-ориентированного природопользования;
разработки новых научных подходов к экосистеме, охране природных комплексов и объектов, восстановления нарушенных природных комплексов, популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и дикорастущих растений;
проведения научных исследований, в том числе работниками научных отделов государственных природоохранных учреждений, направленных на разработку комплексных оценок и прогнозов состояния природных комплексов и объектов природоохранных территорий;
23.8. обеспечение функционирования системы мониторинга окружающей среды и мониторинга экосистем на особо охраняемых природных территориях путем:
развития технического потенциала и необходимого методического обеспечения проведения комплексного мониторинга экологических систем на особо охраняемых природных территориях;
создания информационной подсистемы в рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь по сбору и обработке данных комплексного мониторинга экологических систем на особо охраняемых природных территориях;
23.9. совершенствование механизма функционирования особо охраняемых природных территорий, их охраны и использования путем:
разработки и внедрения методов стоимостной оценки природных ресурсов особо охраняемых природных территорий для использования при управлении ими;
активизации деятельности по привлечению инвестиций, в том числе иностранных, в сферу развития и обеспечения устойчивого функционирования особо охраняемых природных территорий и поддержания благоприятных социально-экономических условий жизни местного населения;
23.10. повышение уровня просвещения и информированности общественности, местных жителей в области природоохранных территорий и обеспечение участия общественности, местных жителей в управлении особо охраняемыми природными территориями путем:
поддержки деятельности общественных объединений по повышению осведомленности населения в вопросах охраны и использования природоохранных территорий, привлечения таких объединений к участию в принятии социально значимых решений в области особо охраняемых природных территорий;
обеспечения широкого информирования общественности о природоохранных территориях, установления на местности информационных и указательных знаков и информирования общественности другим образом о границах и режиме охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также водоохранных зон и прибрежных полос;
обеспечение участия общественности, местных жителей в охране и управлении особо охраняемыми природными территориями;
23.11. активизация и укрепление международного сотрудничества в области особо охраняемых природных территорий путем:
формирования национальной экологической сети с учетом общеевропейской экологической сети, прежде всего путем создания трансграничных особо охраняемых природных территорий и биосферных резерватов;
осуществления деятельности по присвоению международного охранного статуса особо охраняемым природным территориям республики в соответствии с международными критериями и требованиями;
обеспечения выполнения обязательств Республики Беларусь по конвенциям о биологическом разнообразии; о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц; о сохранении мигрирующих видов диких животных. Разработка национальных планов действий (мероприятий) по реализации положений указанных конвенций, действующих для Республики Беларусь.
24. Реализация настоящей Национальной стратегии будет осуществляться в два этапа.
На первом этапе (2008 — 2011 годы) предполагается реализация мероприятий, направленных по:
оптимизации системы управления природоохранными территориями, укреплению кадрового потенциала системы управления природоохранных территорий;
совершенствованию нормативного правового обеспечения развития системы природоохранных территорий;
развитию туристической, рекреационной и оздоровительной деятельности на особо охраняемых природных территориях;
активизаци и укреплению международного сотрудничества в области особо охраняемых природных территорий;
обеспечению эффективного функционирования системы комплексного мониторинга экологических систем на особо охраняемых природных территориях.
На втором этапе (2012 — 2014 годы) основными направлениями деятельности по реализации настоящей Национальной стратегии будут:
разработка методологии оптимизации экологически ориентированного природопользования:
оптимизация хозяйственной и иной деятельности на природоохранных территориях в целях устойчивого использования природных ресурсов этих территорий;
создание эффективной системы природоохранных территорий, репрезентативно охватывающей все типы эталонных экологических систем Республики Беларусь и учитывающей направления социально-экономического развития регионов;
формирование национальной экологической сети с учетом общеевропейской экологической сети;
повышение экологической сознательности и информированности общественности по вопросам природоохранных территорий.
Глава 5
Ожидаемые результаты от реализации настоящей Национальной стратегии
25. В результате реализации настоящей Национальной стратегии будет обеспечено:
25.1. полное и системное правовое регулирование общественных отношений, касающихся охраны и использования природоохранных территорий, а также управления ими;
25.2.управление особо охраняемыми природными территориями на основании планов управления;
25.3. эффективное функционирование оптимальной системы особо охраняемых природных территорий, учитывающей направления социально-экономического развития регионов, интересы лесопользователей. Площадь особо охраняемых природных территорий к 2015 году будет оптимизирована и составит не менее 8,3 процента.
Структура площадей особо охраняемых природных территорий по типам преобладающих экологических систем изменится в сторону увеличения болотных и луговых экологических систем. Функционирование такой системы позволит обеспечить оптимальное соотношение интересов государства в экологической и экономической сферах, сохранить в естественном состоянии экологические системы, биологическое и ландшафтное разнообразие;
25.4. сохранение природных комплексов и объектов природоохранных территорий. Охрана природоохранных территорий будет осуществляться на основании научно обоснованных мероприятий по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений и диких животных (мест их произрастания и обитания). Будет выявлено и передано под охрану не менее 1,5 тысячи мест обитания диких животных и не менее 1 тысячи мест произрастания дикорастущих растений. Системой природоохранных территорий предполагается обеспечить охрану более 85 процентов редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений и не менее 95 процентов редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, включенных в Красную книгу Республики Беларусь. При этом сформированная к 2015 году система природоохранных территорий позволит увеличить численность видов диких животных, находящихся под угрозой глобального исчезновения, в том числе вертлявой камышевки (60 процентов европейской популяции обитает на территории Республики Беларусь) на 5 процентов, большого подорлика (15 процентов) на 13 процентов, коростеля (25 процентов) на 19 процентов, дупеля (20 процентов европейской популяции обитает на территории Республики Беларусь) на 10 процентов, медведя — на 5 процентов, выдры — на 10 процентов.
На природоохранных территориях будет минимизировано негативное воздействие чужеродных видов дикорастущих растений и диких животных, восстановлены нарушенные экологические системы, прежде всего лугов и болот, уменьшено количество правонарушений в области природоохранных территорий.
Предполагается оптимизировать систему особо защитных участков лесного фонда, обеспечить надлежащее функционирование водоохранных зон и прибрежных полос;
25.5. устойчивое использование природных и иных ресурсов природоохранных территорий с учетом социально-экономического развития регионов, международных требований по сертификации лесоуправления и лесопользования. Установленные режимы охраны и использования особо охраняемых природных территорий обеспечат возможность развития традиционных видов сельскохозяйственной деятельности, прежде всего, пастбищного животноводства. Будут защищены от зарастания кустарниками ценные природные луга, достигнуто увеличение площади ценных высоковозрастных лесов. Средняя площадь лесов с установленными запретами на лесопользование, не превысит 15 процентов от площади лесов в границах заказников;
26.6. развитие туристической деятельности на особо охраняемых природных территориях. Создание и развитие туристической инфраструктуры особо охраняемых природных территорий позволит увеличить количество туристов, посещающих особо охраняемые природные территории, и создать дополнительные рабочие места. Туристическая деятельность на таких территориях будет осуществляться с учетом разработанных нормативов допустимой антропогенной нагрузки на особо охраняемые природные территории и не будет оказывать негативного воздействия на естественные экологические системы, биологическое и ландшафтное разнообразие;
25.7. получение современных фундаментальных и прикладных научных знаний в области экологии, биологии, географии, экономики природопользования;
25.8. эффективное функционирование репрезентативной системы комплексного мониторинга экологических систем на особо охраняемых природных территориях;
25.9. повышение уровня просвещения и информированности общественности в области природоохранных территорий. Информация о природоохранных территориях будет размещаться в средствах массовой информации, в глобальной компьютерной сети Интернет. Решения, касающиеся природоохранных территорий, предполагается принимать с учетом мнения общественности;
25.10. выполнение Республикой Беларусь обязательств по международным договорам в области сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, природного наследия Предполагается разработать планы действий (мероприятий) по их выполнению, подготовить в установленном порядке предложения о создании трансграничных особо охраняемых природных территорий, в том числе Котра — Чапкеляй, Стоход — Припять — Простырь, Освейский — Красный Бор — Себежский, и трансграничных биосферных резерватов, в том числе “Прибужское Полесье”, “Прадолина реки Припять”. Не менее 10 особо охраняемым природным территориям присвоят международный статус. Государственные природоохранные учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями, будут вовлечены в деятельность широкого круга международных природоохранных организаций.
Глава 7
Механизм реализации настоящей Национальной стратегии
26. Для реализации задач и достижения цели, поставленных в настоящей Национальной стратегии, разрабатываются программы по развитию особо охраняемых природных территорий в которых определяются мероприятия, исполнители, сроки исполнения, источники и объемы финансирования; схемы рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения и региональные схемы рационального размещения особо охраняемых природных территорий местного значения, в которых определены сроки и планируемые мероприятия по объявлению, преобразованию и прекращению функционирования особо охраняемых природных территорий; проекты водоохранных зон и прибрежных полос, проекты ведения лесного хозяйства, планы действий по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и дикорастущих растений.
27. Реализация настоящей Национальной стратегии будет осуществляться по принципу партнерства и взаимодействия республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, учреждений науки и иных организаций, а также четкого разграничения их полномочий и ответственности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter