НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА МЕР ПО СМЯГЧЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА НА 2008—2012 ГОДЫ

Утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 04.08.2008 №1117

(Окончание. Начало в № 181.)

Меры по совершенствованию информационного обеспечения и подготовке кадров
Деятельность по информационному обеспечению и подготовке кадров по изменению климата будут проводиться согласно статье 4(i) РКИК ООН, предписывающей странам — Сторонам данной конвенции оказывать взаимное содействие и сотрудничать в области образования, подготовки кадров и просвещения населения по вопросам изменения климата и поощрять самое широкое участие в этом процессе, в том числе неправительственных организаций. Совершенствование информационного обеспечения и подготовка кадров является одним из направлений проведения климатической политики и включает в себя следующее:
предоставление доступа общественности к информации об изменении климата и его последствиях;
проведение подготовки научного, технического и управленческого персонала по проблемам изменения климата;
организацию и проведение семинаров и курсов по вопросам изменения климата и его социально-экономических последствий;
регулярную подготовку и размещение в электронных и печатных средствах массовой информации пресс-релизов по изменению климата и анализу его причин;
организацию выступлений и передач по радио и телевидению, издание и распространение средств наглядной агитации по вопросам изменения климата;
включение аспектов проблемы изменения климата в обучение в средних и высших учебных заведениях;
совершенствование обучения по проблеме изменения климата в профильных высших учебных заведениях.
Проблема изменения климата, адаптации к изменениям климата должна стать составной частью экологических программ и планов занятий для различных форм обучения (подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей и специалистов), в первую очередь экологических служб, а также отраслей, характеризующихся значительными выбросами парниковых газов (промышленность (в том числе энергетика), транспорт, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство).
Меры по обеспечению выполнения обязательств по международным климатическим соглашениям
Основные меры по обеспечению обязательств Республики Беларусь как стороны международных соглашений в области изменения климата следующие:
осуществление внутренней политики и мер, направленных на снижение воздействия на климат;
создание и совершенствование национальной системы оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов;
создание и поддержание национального реестра углеродных единиц;
ежегодное представление кадастра парниковых газов, включая национальный доклад о кадастре в секретариат РКИК ООН;
представление необходимой дополнительной информации согласно решениям Конференции Сторон РКИК ООН.
Меры по развитию научных знаний о проблеме изменения климата
Научно-техническая деятельность в области изменения климата должна охватывать:
изучение изменений климата на глобальном и национальном уровнях с совершенствованием системы наблюдения за климатом;
оценку влияния глобального потепления на природную среду и социально-экономическую сферу;
совершенствование национальной системы инвентаризации парниковых газов;
совершенствование системы углеродного финансирования в республике;
разработку методов адаптации природных и антропогенных систем к последствиям изменения климата;
разработку необходимых научных основ по практическому осуществлению мероприятий, направленных на сокращение выбросов парниковых газов и увеличение абсорбции парниковых газов поглотителями.
К основополагающим мерам научно-технической деятельности в области изменения климата относятся:
создание современной системы управления климатическими данными с использованием новых технических средств и современного программного обеспечения;
проведение научных исследований, направленных на совершенствование системы наблюдения за климатом и его изменениями;
разработка методических основ создания системы прогнозирования и управления природными рисками в условиях изменяющегося климата;
совершенствование технологий, средств и методов воспроизводства, охраны и защиты лесов и их адаптация к изменениям климата;
развитие теории и обоснование методов экологической реабилитации нарушенных болот, деградированных торфяных почв;
оценка факторов урожайности и оптимизации структуры посевных площадей различных сельскохозяйственных культур в условиях современного изменения климата;
анализ основных категорий источников выбросов и поглотителей парниковых газов в целях улучшения сбора информации, разработка основных направлений по снижению выбросов парниковых газов;
разработка мероприятий и рекомендаций, обеспечивающих смягчение воздействия на климат и адаптацию к изменениям климата;
разработка стратегического прогноза изменений климата Республики Беларусь на среднесрочную и долгосрочную перспективу и их влияния на отрасли экономики;
совершенствование научно-технических основ и условий применения экономических механизмов Киотского протокола, иных механизмов углеродного финансирования в республике.
Исследования по основным направлениям климатической деятельности проводятся в рамках принятых государственных научно-технических, фундаментальных и отраслевых программ, в качестве отдельных научно-исследовательских работ и проектов.
Глава 3
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Основные источники финансирования Национальной программы
Основными источниками финансирования для реализации мер Национальной программы будут являться:
средства республиканского фонда охраны природы, включая средства, которые потенциально могут быть получены от участия в международных механизмах углеродного финансирования;
собственные средства организаций;
другие источники в соответствии с законодательством.
Объемы и источники финансовых средств на реализацию мер Национальной программы определяются и уточняются ежегодно.
На основании расчетов и экспертных оценок по планируемым к реализации работам предполагается, что дополнительный объем финансовых средств, необходимый для реализации мер Национальной программы, на 2008— 2012 годы ориентировочно составит 400 000 млн рублей из средств республиканского фонда охраны природы в ценах на 1 января 2008 г. с учетом средств, которые потенциально могут быть получены от участия в международных механизмах углеродного финансирования.
Дополнительные источники, связанные с участием в международной торговле углеродными единицами
Как показано в Стратегии снижения выбросов и увеличения абсорбции поглотителями парниковых газов в Республике Беларусь на 2007—2012 годы, по всем оценкам Беларусь ни при каких обстоятельствах не превысит количество разрешенных выбросов, устанавливаемых ей в Приложении В к Киотскому протоколу на период с 2008 по 2012 годы и, следовательно, может принимать участие в финансовых механизмах Киотского протокола в качестве продавца углеродных единиц.
Для использования механизмов Киотского протокола необходима ратификация поправки к Киотскому протоколу, устанавливающей количественные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов Республике Беларусь 3/4 стран — Сторон протокола.
Наличие свободной части единиц установленного количества (излишка разрешенных выбросов) позволит республике предлагать эти активы инвесторам и покупателям углеродных единиц, государственным и корпоративным углеродным фондам других государств, входящих в Приложение I к РКИК ООН в обмен на финансовые ресурсы и современные технологии для их внедрения в Беларуси.
Учитывая решение 10/CMP.2 12-й сессии Конференции Сторон РКИК ООН, действующей в качестве 2-го совещания Сторон Киотского протокола, расходование потенциальных средств, которые могут поступить в республику в результате ее участия в экономических механизмах Киотского протокола, должно носить строго целевой характер и быть направлено на реализацию мероприятий, связанных с выполнением обязательств Республики Беларусь по РКИК ООН и Киотскому протоколу.
Предполагается привлечение финансирования по следующим источникам:
собственные средства иностранных организаций, приобретающих единицы сокращения выбросов, полученные в результате выполнения проектов совместного осуществления в Республике Беларусь;
государственные средства Сторон Киотского протокола, покупающих единицы установленного количества, которые направляются в крупные комплексные проекты и программы по сокращению выбросов и увеличению абсорбции поглотителями парниковых газов.
При этом отдельные проекты или разделы программы, состоящие из проектов, проходят предварительное одобрение сторон, участвующих в процессе передачи или продажи углеродных единиц и устанавливающих критерии и условия реализации. Вся процедура регулируется нормативными правовыми актами Республики Беларусь и международными договорами между Сторонами.
Финансирование мер Национальной программы предполагается осуществлять через отдельное направление республиканского фонда охраны природы.
Кроме того, существуют иные схемы привлечения финансирования, как, например, Схема добровольных сокращений выбросов парниковых газов, не связанная напрямую с Киотским протоколом, при которой финансируются проекты по снижению выбросов парниковых газов и оформленные соответствующими международными организациями сертификаты, подтверждающие достигнутые сокращения, имеют хождение в качестве ценных бумаг на международном рынке.
Механизм организации финансирования и выполнения Национальной программы за счет средств республиканского фонда охраны природы
Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком ежегодно до 15 мая года, предшествующего планируемому, направляют в Минприроды предложения для формирования направлений и размеров использования средств республиканского фонда охраны природы в целях выполнения мер по смягчению последствий изменения климата на 2008—2012 годы согласно приложению 1.
Минприроды ежегодно в установленном порядке представляет в Министерство финансов заявку на финансирование мер Национальной программы за счет средств республиканского фонда охраны природы в рамках направлений использования средств республиканского фонда охраны природы на очередной финансовый (бюджетный) год.
Финансовое обеспечение Национальной программы мер по смягчению последствий изменения климата на 2008—2012 годы за счет средств республиканского фонда охраны природы осуществляется согласно приложению 2.
До 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком направляют в Минприроды информацию о реализации проектов по выполнению Национальной программы.
Минприроды ежегодно до
20 февраля года, следующего за отчетным периодом, представляет информацию в Совет Министров Республики Беларусь о выполнении Национальной программы.
В целях реализации Национальной программы предусматривается один раз в два года рассмотрение хода реализации ее мер на заседании коллегии Мин-
природы.
Глава 4
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Реализация Национальной программы будет способствовать:
сохранению окружающей природной среды для нынешних и будущих поколений;
улучшению экологической обстановки в городах и регионах республики;
сокращению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов;
выполнению Республикой Беларусь обязательств по РКИК ООН и Киотскому протоколу, а также другим международным соглашениям;
получению максимального экономического эффекта от улучшения использования природных ресурсов;
повышению качества окружающей природной среды и сокращению затрат в производстве;
совершенствованию государственного управления по проблемам изменения климата;
комплексному учету вопросов, связанных со смягчением воздействия на климат и адаптацией к изменению климата в процессе принятия решений на всех уровнях управления;
улучшению обеспечения климатической информацией государственных органов;
улучшению функционирования сети наблюдений за климатом;
созданию надежной системы хранения данных о климате и прогнозах изменения климата и обеспечению доступа потребителей к данной информации;
привлечению внешних инвестиций в проекты, направленные на снижение выбросов парниковых газов и увеличение их абсорбции поглотителями.
Осуществление мер Национальной программы в условиях планомерного роста валового внутреннего продукта позволит сократить выбросы парниковых газов за 5 лет (2008—2012 годы) не менее чем на 12 млн тонн в эквиваленте СО2 и увеличить их абсорбцию поглотителями. Сокращение выбросов таких традиционных загрязняющих веществ в результате реализации мер Национальной программы, как монооксид углерода составит не менее 0,6 тысячи тонн, оксиды азота — 1,2 тысячи тонн, аммиак — 0,6 тысячи тонн, вещества, содержащие серу, — не менее 1,6 тысячи тонн.
Осуществление мер Национальной программы также позволит уменьшить негативное влияние изменения климата на здоровье населения и экономику страны в результате принятия предупредительных мер.
Средства углеродного финансирования будут расходоваться на внедрение новых климатически дружественных технологий и оборудования (возобновляемые источники энергии, вторичное заболачивание и другие), что позволит создавать новые рабочие места, повышать потенциал специалистов производственных и непроизводственных отраслей экономики, способствовать повышению энергетической независимости, сохранению и расширению биоразнообразия.
Создание предусмотренных Национальной программой систем контроля, мониторинга, анализа и прогнозирования в области изменения климата позволит обеспечить органы государственного управления Республики Беларусь достоверной информацией для принятия хозяйственных и других решений, уменьшения ущерба, связанного с отрицательными последствиями изменения климата, а также для использования возможных положительных факторов.
В результате реализации Национальной программы будут созданы условия для обеспечения выполнения международных обязательств, привлечения иностранных инвестиций.
Реализация Национальной программы будет способствовать обеспечению устойчивого развития республики.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter