Национальная премия: слушать подано

13 декабря во Дворце Республики на торжественной церемонии объявят победителей «Национальной музыкальной премии в области эстрадного искусства»

13 декабря во Дворце Республики на торжественной церемонии объявят победителей «Национальной музыкальной премии в области эстрадного искусства», которую учредили в этом году. 16 номинаций и несколько специальных призов, ведущие артисты страны и дерзкие дебютанты, телевизионная запись и яркие декорации, лауреаты и сюрпризы. Многое в этот вечер будет в новинку. Для определения лучших белорусских исполнителей впервые была создана и отборочная комиссия.

 

Когда мне поступило предложение от организаторов «Национальной музыкальной премии в области эстрадного искусства» (церемония вручения наград пройдет 13 декабря во Дворце Республики) войти в ее отборочную комиссию, я поначалу растерялся. После прошлогоднего материала «Бумбоксом по СТВ», опубликованного в «СБ», в котором я высказал несколько замечаний в адрес устроителей «Музыкальной премии СТВ», не оставшихся ими не замеченными, думал, что мое сотрудничество с этим каналом навсегда закончено. Узнав же о том, что телевизионщики, объединив усилия с Министерством культуры и Молодежным театром эстрады, придали своему мероприятию общегосударственный статус, и вовсе опечалился: теперь уж точно не видать мне этого яркого шоу вживую, не описать лестными словами то, что на нем творится. И вдруг такой поворот. Уже через минуту я пришел в себя и согласился на ангажемент. Тем более опыт членства в разных жюри какой–никакой имеется, а тут пусть «жанр» и другой, но гораздо более ответственный. Да и следует, чтобы не застаиваться в собственном развитии, периодически менять окрас — от осуждения переходить если не к прославлению, то к более нейтральным оценкам.


Три среды подряд в театре эстрады отборочная комиссия из представителей учредителей премии, руководителей ведущих минских FM–станций, Белорусского государственного университета культуры и искусств, прессы и пиар–агентства отслушивала, отсматривала и обсуждала заявки (более 500), поданные на соискание наград. Списки с выбранными нами «конкурсантами» в каждой из 16 номинаций и претендентами на некоторые спецпризы мы передали по инстанции выше — в экспертный совет, состоящий из признанных авторитетов в области культуры и искусства. Он–то и определит лучших, которые на гала–представлении получат по статуэтке и денежному поощрению. Будут ли наши заслуженные «судьи» спорить так же, как и мы, — долго, пылко, не соглашаясь с доводами и приводя контраргументы, не знаю. Занятие — архинепростое: отметить тех, кто действительно заслужил признание за свой труд на ниве популярной музыки. Мы старались: никого не забыть, ничего не упустить из виду. Может, для кого–то премия и не станет самым важным событием в жизни, но кто–то найдет в ней подтверждение тому, что идет верной дорогой и его искусство нужно людям.


Число номинантов в каждой категории, естественно, разнилось. В каких–то эстрадных областях произошло не так много событий, в других — наоборот: голову пришлось поломать, как при определении «Песни года» (около 80 претендентов). И не говорите, что их у нас нет. Есть. Всякие. Например, сильно озадачил один модный мелодист, у которого припевы двух композиций, спетых двумя певицами, оказались похожими. И не только друг на друга, но и на запев хита White Dove группы Scorpions, когда–то записавшей этот кавер трека Gyongyhaju Lany венгерского ансамбля Omega. Клоны «клона» получились у нашего земляка. Нелегко решался вопрос и с тем, кого из юных исполнителей рекомендовать в «звездочки года». И дело не в том, что интересных и ярких голосов хватало, а какова должна была быть возрастная планка. Заходили в тупик, когда обменивались мнениями о лучшем мужском вокале, продюсере, гастрольном туре и концерте года. Не бездельничали то есть. Пальцем в небо не тыкали, правда, порой приходилось руководствоваться принципом «мы номинантов слепили из того, что было». Но это уже претензии не к нам, а к шоу–бизнесу, будь он более ладен в 2012 году.


Вас, конечно, интересует, кого мы рекомендовали экспертному совету? Лица старые и новые: Алексей Хлестов, Дмитрий Колдун, Инна Афанасьева, Ирина Дорофеева, Венера, Юрий Ващук, Макс Алейников, Вадим Галыгин, Елена Грязнова, семья Кутас, группы «Леприконсы», «БЕЗ БИЛЕТА», «Серебряная свадьба», The Toobes, LiteSound, S’unduk, БГА «Песняры», этно–трио «Троiца»...


И о будущем. Позволю себе дать несколько поверхностных советов тем, кто будет готовить блин второй и последующие. Сперва открою секрет. Весной — летом 2011–го некоторые ведущие отечественные непопсовые музыканты, продюсеры, директора звукозаписывающих компаний, критики и журналисты неоднократно собирались вместе для того, чтобы учредить еще одну премию — для альтернативных исполнителей. Не впрямую в пику «Рок–коронации», но что–то около того. Причем в ряды потенциальных членов жюри должны были войти и эстрадные звезды. Создали схему, согласовали пункты, почти добились единогласия, нашлись финансовые источники. Но планы остались нереализованными. Так вот, я настоятельно рекомендую устроителям «Национальной» обратиться к людям, принимавшим участие в разработке «Альтернативной»: полагаю, те не откажут в помощи. Хотя бы для того, чтобы исключить некие авральность и спешку, с которыми нам — отборочной комиссии — пришлось столкнуться. Да и критерии определения кандидатов в песенные герои у несостоявшейся премии выписаны точнее. Ведь начинать вторую «Национальную музыкальную премию в области эстрадного искусства» нужно будет уже на следующий день после того, как отгремит торжественная церемония. И с элементарного. Необходимо сразу создать отборочную комиссию. Каждый месяц запрашивать у радиостанций, телевидения новые песни и клипы, звучавшие и показанные в эфире. Наладить контакты со всеми выпускающими компаниями, чтобы те предоставляли свежие альбомы. Все эти новинки оперативно распространять среди «комиссаров». Постоянно держать связь с артистами — кто, где выступает с чем–то большим, чем просто рядовой концерт. Если ведется его съемка, опять же — запись отборщикам на стол. Нет — организовывать посещение таких мероприятий. На мой взгляд, такой подход можно будет назвать профессиональным.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter