«Национальная Атлантида» открыта!

КОПИЛКА наград белорусского фолианта только начала пополняться. Первая ласточка здесь — Гран-при Национального конкурса «Искусство книги-2012» в номинации «Триумф». «Большой золотой фолиант» (памятный знак-символ) и диплом имени Франциска Скорины вручены издательству «Белорусская энциклопедия имени П. Бровки», которое выпустило издание. Такие же дипломы за него были вручены Елене Ситайло (за художественное оформление фолианта) и издательству «Беларускі дом друку» (за полиграфическое исполнение этой же книги).

Фолиант «Дмитрий Струков. Альбом рисунков. 1864—1867» завоевал Гран-при Национального конкурса «Искусство книги-2012».

КОПИЛКА наград белорусского фолианта только начала пополняться. Первая ласточка здесь — Гран-при Национального конкурса «Искусство книги-2012» в номинации «Триумф». «Большой золотой фолиант» (памятный знак-символ) и диплом имени Франциска Скорины вручены издательству «Белорусская энциклопедия имени П. Бровки», которое выпустило издание. Такие же дипломы за него были вручены Елене Ситайло (за художественное оформление фолианта) и издательству «Беларускі дом друку» (за полиграфическое исполнение этой же книги).

— Триумф издания абсолютно заслужен, — заявила в интервью «БН» автор-составитель издания, кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусств Государственного института управления и социальных технологий Белгосуниверситета Ольга Баженова. — Книга очень непростая в плане одной лишь полиграфии. Белорусским специалистам удалось найти  специфическую акварельную бумагу, сделать сложнейший переплет. Скажу без ложной скромности: получилась книга-шедевр.

Историки и искусствоведы называют альбом Струкова художественной летописью белорусских церковных святынь. Он в то время был художником Оружейной палаты Кремля и еще в молодые годы стал известен благодаря  блестящей серии рисунков Нового Иерусалима, которая сейчас реставрируется по программе главы российского государства. Акварели почти забытого русского художника и архитектора, который, выполняя царский указ, в середине XIX столетия посетил северо-запад России — нынешнюю Беларусь, — это зарисовки еще существовавших тогда памятников древности: православных и католических храмов, их утвари, почитаемых икон, надгробий, древних курганов и городищ…

— До сих пор не могу поверить, что рисунки Струкова теперь открыты для всех, — комментирует Ольга Баженова. — Всплыла неизвестная до сих пор Атлантида — удивительная Беларусь, ведь практически всего, что нам показал художник, уже не существует. А это не только большое количество деревянных храмов, но и предметы византийского культа.

Альбом Струкова был подготовлен к печати еще в... 1875 году, но так и не увидел свет, пролежав больше 100 лет на архивных полках в Вильнюсе и других городах. Этим художником давно интересовались современные искусствоведы, поскольку он считается одним из ведущих краеведов России, знатоком старой Москвы. В этом году он открыл неизвестную Беларусь не только для белорусов, но и для многих других христианских стран. Наше издательство  выпустило фолиант вторым по счету (после факсимильного издания «Радзивиллы. Альбом портретов XVIII—XIX вв.») в серии «Энциклопедия раритетов».

Книга, бесспорно, уникальная и весит, кстати, как хороший новорожденный ребенок — почти пять килограммов. Первоначальный тираж — 1800 экземпляров. Возрождать «струковскую Беларусь» нашим экспертам помогали ученые умы из Польши, Литвы, России — всего 16 человек. Кроме зарисовок, книга содержит путевые заметки Дмитрия Струкова, научные комментарии, послесловие. В том, чтобы проект стал доступным не только узким специалистам в стенах архивов, а был напечатан в полном цвете на настоящей акварельной бумаге, — заслуга многих энтузиастов: московских искусствоведов, музейщиков Вильнюса и, конечно же, сотрудников белорусского издательства.

— Впервые исследования Дмитрия Михайловича Струкова правдиво и комплексно представлены, — отмечает Ольга Баженова. — Наконец Россия открывает заново незаслуженно забытого дворянина, профессора, академика. Причем благодаря белорусам. Российские коллеги, кто уже успел подержать в руках выдающийся фолиант, благодарят и за двести страниц, в которых Струков буквально влюбляет читателя в Беларусь. Добрые отклики мы слышим и от людей воцерковленных, ибо в книге, подчеркну, представлены акварели утраченных святынь — церквей и икон.

— Держать в руках факсимиле альбома Струкова — это как прикоснуться к ценному документу, который рассказывает о нашей истории, о церкви, — делится мнением иерей Минского Свято-Духова кафедрального собора Евгений Свидерский. — Эта книга, полагаю, вызовет неподдельный интерес у историков церкви и у студентов духовных семинарий. Хотелось бы, чтобы фолиант попал и в библиотеки духовных школ Беларуси.

Татьяна УСКОВА, «БН»

НА СНИМКЕ: автор-составитель книги «Дмитрий Струков. Альбом рисунков. 1864—1867» Ольга БАЖЕНОВА рассказывает об истории создания фолианта иерею Минского Свято-Духова кафедрального собора Евгению СВИДЕРСКОМУ.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter