Что обсуждалось во время второго дня визита правительственной делегации Беларуси в Азербайджан

Нацелены на результат

Первой точкой для посещения Премьер-министром Романом Головченко во второй день рабочего визита в Азербайджан стал национальный стенд Беларуси в BakuExpoCenter. Тут проходят 27-я международная выставка Inter Food Azerbaijan и 15-я международная выставка Caspian Agro. Одно из центральных мест на них занимает экспозиция Made in Belarus. 

Роман ГОЛОВЧЕНКО во время посещения Гянджинского автомобильного завода.

Беларусь — перспективный партнер 

На национальном стенде — промышленный потенциал нашей страны, а также широкий ассортимент белорусской мясной и молочной продукции. К слову, вкусные презентации продукции ведущих торговых марок Беларуси пользуются спросом у посетителей выставки. 

Интерес вызывают и предложения от оте­чественной сельскохозяйственной науки, разработки ГКНТ, Национальной академии наук и другие. И лучшее тому подтверждение — итоги работы первого дня. Как отметил председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Михаил Мятликов, заключено контрактов на сумму свыше 55 миллионов долларов. Он выразил уверенность, что в течение второго-третьего дня работы выставочного мероприятия сумма заключенных контрактов должна увеличиться.

— Отмечу, что проходящая в эти дни выставка имеет важное значение не только для Азербайджана, но и всего региона в целом: ознакомиться с предложениями экспонентов приезжают представители и соседних государств, — акцентировал Михаил Мятликов.

А вот мнение вице-президента Азербайджанской конфедерации предпринимателей Вугара Зейналова, которого попросили рассказать о белорусской продукции на рынке Азербайджана:

— В основном это пищевые продукты (молочная и мясная продукция). Кроме того, есть фирменные магазины белорусских товаров. В торговых сетях они также представлены достаточно широко. 

На вопрос о перспективах развития дальнейшего сотрудничества собеседник заметил:

— Я думаю, что перспектив достаточно много в различных сферах. Среди наиболее перспективных — промкооперация, поставки сельскохозяйственной техники. Большой потенциал есть в сфере АПК. 

Что касается интереса предпринимателей, чьи интересы Вугар Зейналов, собственно, и представлял на международной выставке, он обратил внимание на одну существенную деталь — удобство при работе с белорусским рынком: 

— Сегодня созданы настолько тесные связи, что они (азербайджанские предприниматели. — Прим. ред.) только ждут и грезят о том, как развиваться. 

«ГАЗ» дал заказ 

Следующей точкой визита во второй день рабочей поездки Романа Головченко в Азербайджан стал Гянджинский автомобильный завод. Его строительство было начато по инициативе Гейдара Алиева в 1986 году. Предприятие, начавшее свою деятельность в конце 2004-го со сборки малолитражек ОКА, затем автомобилей УАЗ, а после китайских грузовиков средней тоннажности CAN QAN, сегодня ориентируется на выпуск тяжелой техники. Сборочный процесс белорусской техники осуществляется в основном цехе, производственная площадь которого составляет более 20 тысяч квадратных метров. Здесь расположены три технологические линии — одна тракторная и две автомобильные.

А началось взаимодействие предприятия и Беларуси еще в октябре 2006 года. Тогда впервые были подписаны крупные контракты с предприятиями отечественной машиностроительной отрасли — минскими тракторным и автомобильным заводами. С тех пор на базе Гянджинского автозавода собрано около 12 тысяч белорусских тракторов на 230 миллионов долларов, а также примерно 4 тысячи единиц техники МАЗа, МЗКТ, «Гомсельмаша», «Амкодора», «Белкоммунмаша» на сумму свыше 200 миллионов долларов. 

Плодотворное сотрудничество продолжится. В рамках визита Премьер-министра заключен контракт на поставку 950 тракторов в несобранном виде на сумму 15,5 миллиона долларов. 

Взаимодействие МТЗ с Гянджинским автозаводом началось в 2007 году, за этот период собрано более 12 тысяч тракторов.

Как пояснил генеральный директор МТЗ Виталий Вовк, взаимодействие МТЗ с Гянджинским автозаводом началось в 2007 году, за этот период собрано более 12 тысяч тракторов: 

— Будем расширять как линейку, так и количество. В настоящий момент продукция МТЗ занимает 80 процентов рынка сельхозтехники Азербайджана. И рынок нуждается в новой технике. 

По словам гендиректора предприятия, выставки показали интерес к модели 1221: 

— По итогам выставки, я думаю, мы выйдем на производство новой линейки тракторов на Гянджинском автомобильном заводе. Это модернизированная версия, в частности, у нее больше использования посевных и прицепных агрегатов. 

К слову, на заводе реализуются коммерческие контракты на поставку тракторов. По ним отгружено 640 единиц. В феврале белорусской стороной с ПО «ГАЗ» был заключен контракт на поставку 350 тракторов в несобранном виде на сумму 9,4 миллиона долларов.

И это далеко не все. Есть перспектива расширения номенклатуры экспорта отечественной сельскохозяйственной техники в Азербайджан путем организации поставок навесного и прицепного оборудования к тракторам для обработки почвы, ухода за посевами, уборки сельхозкультур и заготовки кормов.

При этом «ГАЗ» имеет значительный потенциал для создания на его базе многопрофильного промышленного кластера по выпуску широкой линейки востребованной в Азербайджане сельскохозяйственной и пассажирской техники, а также отдельных видов спецтехники. 

Что касается расширения проектов с другими белорусскими машиностроителями, в пример можно привести ОАО «Гомсельмаш» — управляющую компанию холдинга «Гомсельмаш». Меморандум о намерениях вчера был подписан между этим предприятием и Гянджинским автозаводом. 

Как рассказал первый заместитель директора по реализации и развитию — директор центра продаж и сервиса ОАО «Гомсельмаш» Дмитрий Афанасьев, в 2022-м предприятие возобновляет сотрудничество с Гянджинским автомобильным заводом: 

— В соответствии с их просьбой и требованиями ведется доработка нашего нового комбайна — это комбайн второго класса. До конца года проведем его испытания в Беларуси, а со следующего планируем начать поставку в Азербайджан. Рассчитываем, что рынок нашей техники здесь составит до 50 единиц в год. 

Как уточнил специалист, эта модель комбайна разрабатывалась специально под определенные условия земледелия: 

— На самом деле крестьянские хозяйства здесь небольшие, небольшие посевные площади. Поэтому комбайн рассчитан на урожайность 20—25 центнеров с гектара, небольшой массы (как они хотят) — до 10 тонн. Кроме того, одно из технических условий — повышенный дорожный просвет. В данном комбайне мы все это реализовали.

Что касается непосредственной реализации заказа, Дмитрий Афанасьев уточнил, что первую партию производитель привезет в собранном виде: 

— Посмотрим, как они функционируют в поле, если нужно будет что-то дорабатывать, мы это сделаем. Конечно, освоение производства будет вестись уже здесь. В перспективе рассматриваем как возможный из вариантов — развитие сотрудничества с Турцией в том числе.

Плодотворный визит

Итоги визита правительственной делегации Беларуси в Азербайджан перед вылетом в Минск подвел заместитель министра иностранных дел нашей страны Игорь Назарук:

— В ходе встречи премьер-министров Беларуси и Азербайджана Романа Головченко и Али Асадова подтверждено стратегическое взаимодействие двух стран. Цифры тому прямое подтверждение. Если говорить об итогах прошлого года, то мы вышли на уровень товарооборота 885,5 миллиона долларов. Торговля была сбалансированной и равно пропорциональной и по экспорту, и по импорту. При этом были обсуждены те конкретные проекты, которые для нас представляют наибольший интерес. В первую очередь это промышленная кооперация.

Беларусь — страна с высоким промышленным и технологическим переделом, высокой добавленной стоимостью при переработке сельскохозяйственного и промышленного сырья. Мы готовы не только напрямую поставлять нашу высококачественную, высоколиквидную сельхозпродукцию в Азербайджан (это касается сливочного масла, мясных продуктов и иных товаров сельхозгруппы), но и активизировать и расширить наши поставки по промышленной группе. Здесь лидером является Минский тракторный завод.

По результатам проведенных переговоров стороны подтвердили: важнейшим приоритетом остается производственная кооперация. Наши страны готовы расширять номенклатуру сборки белорусской техники на действующем сборочном производстве на базе Гянджинского автозавода, а также прорабатывать совместные проекты в других сферах. 

anufrieva@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter