НАТО и Украина, или Как отрабатываются западные инвестиции, вложенные в «оранжевую» революцию

Во время правления Кучмы огромная Украина то вдруг поворачивалась лицом к НАТО и заявляла о своем желании поскорее вступить в этот военно-политический блок, то вновь объявляла о своем неприятии этой организации

Во время правления Кучмы огромная Украина то вдруг поворачивалась лицом к НАТО и заявляла о своем желании поскорее вступить в этот военно-политический блок, то вновь объявляла о своем неприятии этой организации. Понятно, что такие резкие повороты президент делал в зависимости от политической конъюнктуры. Только и он, и украинский народ, как говорится, немного с этого получили.

Предпосылки присоединения

Сразу же после победы «оранжевой» революции новый президент Украины Виктор Ющенко заявил, что ключевой задачей внешней политики республики он считает интеграцию ее в ЕС и НАТО. Недавно он вновь подтвердил это, выступая в Институте международных дел в Лондоне. «Нашей стратегией, видением украинского присутствия в мире, ключевым сегментом внешней политики должна стать интеграция в ЕС и НАТО», — сказал он. Со своей стороны зам. министра иностранных дел Украины Антон Бутейко тут же постарался нарисовать эту радужную картину и преимущества, которые получит республика, вступив в НАТО, и договорился до того, что со вступлением Украины в эту организацию якобы произойдет даже сокращение общих расходов страны на оборону. Что в действительности принесет вступление Украины в НАТО, мы рассмотрим чуть ниже. Но механизм этот уже запущен и набирает обороты. 21 апреля в Вильнюсе состоялось заседание комиссии на уровне глав МИДов, где был начат диалог по вопросам членства Украины в НАТО. Диалог этот должен был создать предпосылки для присоединения Украины к Плану действий по получению членства в НАТО. И хотя на пресс-конференции в литовской столице генсек НАТО Яаап де Хооп Схеффер заявил, что «конкретной даты ни публичной, ни тайной вступления Украины в организацию просто нет» и все будет зависеть от способности Киева провести реформы, прежде всего структур обороны и безопасности, власти Украины рассчитывают, что уже в декабре из Брюсселя поступит политический сигнал, а само решение по этому поводу может быть принято уже весной следующего года во время заседания комиссии на уровне министров иностранных дел.

Внешнеполитический курс необратим

В конце прошлого месяца в Киеве побывала высокопоставленная делегация НАТО во главе со все тем же Схеффером. По словам секретаря Совета безопасности и обороны Украины Кинаха, стороны обсудили, в частности, «адаптацию украинского законодательства к требованиям Евросоюза и НАТО, проблематику социально-экономического развития, выполнение плана действий Украина НАТО, создание мощной системы координации всех этапов на пути к евроатлантической интеграции, подготовку к приобщению Киева к плану действий по членству в альянсе». Генсек НАТО отметил «преданность украинских властей» реформам и «положительные изменения в сфере безопасности». Не остается в стороне и шеф Пентагона Дональд Рамсфелд. Он даже демонстративно поставил работу Минобороны Украины в пример некоторым военным ведомствам стран членов НАТО как структуры, которая не только думает о безопасности своей страны, но и беспокоится о развитии государства в целом, и призвал помочь Украине осуществить реформы и интегрироваться в НАТО.

В Киеве уверены, что это произойдет уже в 2008 году. По словам министра обороны Украины Гриценко, к тому времени республика закончит реформирование структур обороны и выполнит все требования, необходимые для членства в альянсе. Он уже объявил, что на следующий год планируется на 30 процентов увеличить бюджетные ассигнования на оборону. При этом Гриценко вслед за президентом подчеркнул, что внешнеполитический курс Украины на вступление в НАТО является необратимым.

Устаревшие стереотипы или новые иллюзии

Что же касается низкого уровня поддержки обществом вступления Украины в альянс, то министр обороны объясняет это попросту «недостаточной осведомленностью и устаревшими стереотипами, которые можно легко разрушить». А на опасение, что интеграция Украины в НАТО помешает сотрудничеству с Россией, украинский министр риторически заявил: «Я бы рекомендовал россиянам спросить себя: Польша как член НАТО угрожает России? Литва как член НАТО угрожает России или нет? И если они ответят на эти вопросы, я не вижу проблем для вступления Украины в НАТО». Тем не менее даже самые ярые сторонники вступления страны в НАТО призывают не спешить это делать. Как заявила накануне приезда натовской делегации в Киев пресс-служба объединенной социал-демократической партии Украины: «Настойчивость, с которой президент лоббирует интересы Североатлантического альянса, свидетельствует только о том, что он не свободен в принятии этого важного для Украины решенияНынешний политический режим, который пришел к власти с помощью, в том числе и финансовой, стран, которые входят в НАТО, отрабатывает вложенные в него инвестиции в период «оранжевой» революции. Украина стала разменной монетой в руках натовских генералов и заокеанских политиков в их большой игре против России. Результатом этого стало резкое ухудшение политических и экономических отношений с нашими партнерами по СНГ и в первую очередь с Россией, углубление кризисных явлений в экономике Украины, потеря сотен рабочих мест…» По мнению украинских социал-демократов, вступив в этот блок, страна попросту «превратится в поставщика пушечного мяса для НАТО».

Евроатлантические «перспективы»

В свою очередь украинские высшие чиновники говорят даже, что вступление Украины в НАТО «выгодно для страны». Упомянутый мной зам. министра иностранных дел Украины Антон Бутейко убежден, что переход на стандарты НАТО в сфере вооружений должен существенно расширить возможности и рынки сбыта украинской военной техники и вооружений, что в свою очередь будет содействовать развитию ВПК.

Совсем иначе смотрит на это известный российский политик, председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин: «Вступление Украины в НАТО, несомненно, нанесет сильнейший удар по украинской наукоемкой промышленности, причем как по сектору, связанному с оборонной промышленностью, так и сектору, производящему технологии двойного назначения. Пример тому ряд стран Центральной и Восточной Европы, ранее входивших в Варшавский договор, где практически исчезли соответствующие секторы промышленности. Для Украины, где остро стоит проблема занятости, это бы означало потерю, по ряду оценок, нескольких сотен тысяч рабочих мест. Это произойдет как за счет нарушения все еще весьма обширных кооперационных связей между Россией и Украиной, так и в силу того, что такие сегменты украинской промышленности на Западе практически никому не нужны». Несомненно, что, несмотря на финансовые и прочие затраты, Россия способна организовать подобное производство у себя в стране или сделать соответствующие заказы в Беларуси. Но с чем останется Украина? Свертывание военного производства неизбежно приведет к технологическому отставанию, потере ноу-хау. А главное, считает российский политик, вступление в НАТО для любого государства на постсоветском пространстве с их еще не устоявшейся современной государственностью «чревато утратой реального суверенитета».

Наиболее серьезные наблюдатели считают, что в 2008 году Киев может быть только приглашен в альянс. А сам процесс вступления затянется еще на несколько лет. К тому же ряд ведущих европейских стран, в частности Германия, Франция, Италия, весьма скептически относится к евроатлантическим перспективам Украины.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter