Репортаж из Брюсселя - политического центра Европы

НАТО готовится к новоселью

Недавно из географического центра Европы я отправилась в политический, а именно в Брюссель. Здесь расположены штаб–квартиры НАТО, Европейской комиссии и Совета ЕС. Правда, стандартную программу путешественника для Бельгии я так и не выполнила, не удалось попробовать знаменитые бельгийские вафли и посмотреть на площадь Гран–Плас. Но эти неудачи оправдались самой целью поездки — группу белорусских журналистов и экспертов пригласили в штаб–квартиру НАТО. Для многих Североатлантический альянс четко ассоциируется с военными угрозами и противостоянием востока и запада. Однако в главном офисе крупнейшего военно–политического блока нас убеждали, что НАТО — это вовсе не про войну, а исключительно про безопасность. Визит в штаб–квартиру и правда рассеивает многие страхи, связанные с этой аббревиатурой.


Здесь в Брюсселе проходят заседания главного политического органа НАТО — Североатлантического совета. Размещаются представительства всех 29 государств альянса и офисы для делегаций стран–партнеров — всего около 4 тысяч человек. Внутри довольно тесновато: узкие коридоры, небольшие комнаты для конференций. Первое впечатление: попала в офис какой–нибудь юридической фирмы, где все тихо и мирно занимаются своими делами, не обращая особого внимания на посторонних. И только в общем кафе оживленнее, можно увидеть людей в военной форме. Но они в меньшинстве, а в основном — стандартный деловой дресс–код европейских чиновников. Нет пафоса и даже лоска — обычные будни обычных европейцев. Правда, в этой рутине все же было что–то необычное: сотрудники готовились к переезду в новое здание.

В штаб-квартире командования объединенными вооруженными силами НАТО (ОВС) в Брюнсюме

Оно построено напротив старого, на месте бывшего военного аэродрома. Событие незаурядное, ведь переезда ждали 50 лет. До 1966 года штаб–квартира находилась в Париже, а когда французские власти решили выйти из военной структуры НАТО, в спешке пришлось переехать в Брюссель. Бельгия предоставила натовцам временное жилье, пока будет строиться новое здание. «Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное», — на отличном русском прокомментировал эту историю представитель Департамента общественной дипломатии НАТО Петр Луняк, чех по национальности.

Новая штаб–квартира, конечно, выглядит более внушительно. По идее архитекторов дизайн должен напоминать соединенные пальцы двух рук — символ единства. Мне, если честно, не напоминает, хотя на проект и потратили более миллиарда евро.

Новая штаб-квартира НАТО

Нашу делегацию принимал Департамент общественной дипломатии НАТО. Подобные встречи для журналистов и экспертов здесь проводятся регулярно с целью развития контактов со странами–партнерами. По стандартным правилам безопасности в штаб–квартире НАТО нельзя фотографировать или записывать аудио, но журналистам разрешили оставить при себе всю технику. Наверное, это был своеобразный жест доверия. Тем не менее из всех брифингов записывать на диктофон разрешили только встречу с офицером пресс–службы Даниэлем Риджио. У Беларуси и НАТО не подписан договор о секретной информации, поэтому сотрудники не имеют права передавать белорусам даже данные, которые находятся в открытом доступе на сайте организации. Также Беларусь и НАТО уже много лет обсуждают идею создания информационного пункта в Минске, как в других странах СНГ. Это позволит усилить контакты между сторонами, общаться напрямую, избегая двусмысленности из–за получения информации из третьих рук.

База в Брюнсюме (вид сверху)
Во время брифингов чиновники штаб–квартиры рассказали нам, чем живет альянс сегодня, какие цели и задачи ставит перед собой в нынешней мировой повестке. После 2014 года, когда начался кризис в Украине, появилась опасность нового противостояния в мире, заговорили о современном этапе холодной войны. А в 2016 году после саммита в Варшаве страны НАТО договорились разместить 4 международных батальона в Прибалтике и Польше... И Беларусь снова оказалась в самом центре политического напряжения. Естественно, во время дискуссии с представителями НАТО обойти эту острую тему стороной было невозможно. Правда, в штаб–квартире альянса от прямых вопросов и не уходили. Петр Луняк напомнил о новой политике НАТО на востоке: сдерживание, оборона и диалог. Этой концепцией 3D (на английском все три слова начинаются на d) и описывают чиновники отношения с Россией. По их словам, 40 тысяч солдат в Польше и Прибалтике — это ни в коем случае не угроза, а защита границ альянса, у которых идет конфликт. Еще один аргумент сводится к тому, что на территории новых членов НАТО еще не было международных баз. Нас заверили, что НАТО не собирается прерывать диалог ни с одной страной, а каждое государство имеет право на свою собственную политику безопасности. И здесь, конечно, разговор зашел об учениях «Запад–2017», которые проходили под пристальным вниманием всей Европы и, конечно же, НАТО. Все спикеры, с которыми нам удалось пообщаться, отметили беспрецедентный уровень транспарентности со стороны Беларуси во время учений.

Второй частью программы визита стала поездка в нидерландский Брюнсюм, где находится штаб–квартира командования ОВС НАТО. Нас встретил немецкий подполковник Марко Шмидл, который отвечает в штабе за связи с прессой. Марко переехал в Брюнсюм с семьей в 2014–м, до этого служил в Афганистане. В Брюнсюме постоянно находится более 800 военных, еще 500 участвуют в операциях. На армию и даже военный городок штаб–квартира не похожа, хотя в отличие от Брюсселя здесь все ходят в форме, а по нашивке на предплечье легко можно увидеть, кто из какой страны. Марко, рассказывая об устройстве базы, много шутил и улыбался, а на серьезные вопросы то и дело отвечал, что он «простой солдат» и «пусть это решают политики». Глядя на все это, конечно, возникает когнитивный диссонанс: ты вроде бы в центре европейских военных сил, а вокруг — мирная жизнь, международная школа для детей и даже кинотеатр. Понятно, что воевать никто не хочет, но почему до сих пор в нашем сознании жив оксюморон, что за мир надо именно «бороться»?


Наверное, Брюссель — самый подходящий город для штаб–квартиры НАТО. Он многоликий, город космополитов, где, кажется, совсем не важно, откуда ты приехал. Город–лабиринт, в национальностях, языках и даже традициях которого легко запутаться. Здесь узкие улочки тянутся одна за одной, переплетаются и заставляют туристов бродить туда–сюда в поисках нужной дороги. Следить за маршрутом особенно трудно, когда хочется все рассмотреть по сторонам. И конечно, я тоже заблудилась. Стояла на небольшом островке посреди площади и решала, по какой улице из пяти могу выйти к трамвайной остановке. Побродив еще немного, поняла, что нужно искать помощи у местных. Но общего языка с ними так и не нашла, прохожие, к которым я обратилась, говорили то по–французски, то по–арабски и только польские туристы подсказали мне дорогу. Я вышла на улицу, наполненную дешевыми магазинами одежды и обуви, в которых торгуют девушки в платках, играет восточная музыка и совсем не слышно французского. Ощущение, что ты вовсе и не в Европе, совсем не в Брюсселе. И хотя меня лично мультикультурализм не пугает, внутри въедливо сидела мысль:  я же хочу увидеть бельгийскую столицу! А больше всего удивило, когда вечером прямо на улице люди начали устраиваться на ночлег. Ставили коробки в ряд для импровизированной стены, расстилали одеяла и укладывали маленьких детей. Я впервые увидела проблему мигрантов так близко и именно в таком виде. Местные на это совсем не обращают внимания, проходят мимо женщины, которая держит фото мальчика... Бельгийцы уже привыкли, а может, у них просто нет выбора. Глядя на это, я вспомнила, о каких угрозах нам рассказали в НАТО.


zdan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter