Наталья ШАРАНГОВИЧ: «Вернисаж в райцентре – больше чем вернисаж»

СТОЛИЧНАЯ прописка Музея современного изобразительного искусства не ограничила его деятельность территорией Минска. Выездные выставки с успехом колесят по регионам, завоевывают известность за рубежом. «Сознательно не ограничиваем себя, потому что современное искусство не может быть «зажато» в рамки столицы, и даже Беларуси», — объясняет Наталья Шарангович, директор Музея современного изобразительного искусства. «Покорены» музеем такие белорусские города, как Бобруйск, Глуск, Гомель, Могилев, Витебск, Полоцк, Ганцевичи, Орша, Несвиж, Гродно, Барановичи, Светлогорск, а еще — Париж, Москва, Женева, Киев, Вильнюс... Совсем скоро музей отпразднует свое 15-летие. Для столь «юного возраста» он обладает уже довольно значимой коллекцией — около 4000 единиц хранения. В ее состав вошли произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, фотографии. Музей постоянно пополняет фонды, он всегда в поисках новых форм популяризации современного искусства и активно презентует на выставках работы художников разных творческих взглядов и направлений. О работе музея в регионах рассказывает Наталья ШАРАНГОВИЧ.

В каких местечках и где на хуторах можно найти настоящих художников и сколько маршрутов проложил в глубинку Музей современного изобразительного искусства...

СТОЛИЧНАЯ прописка Музея современного изобразительного искусства не ограничила его деятельность территорией Минска. Выездные выставки с успехом колесят по регионам, завоевывают известность за рубежом. «Сознательно не ограничиваем себя, потому что современное искусство не может быть «зажато» в рамки столицы, и даже Беларуси», — объясняет Наталья Шарангович, директор Музея современного изобразительного искусства. «Покорены» музеем такие белорусские города, как Бобруйск, Глуск, Гомель, Могилев, Витебск, Полоцк, Ганцевичи, Орша, Несвиж, Гродно, Барановичи, Светлогорск, а еще — Париж, Москва, Женева, Киев, Вильнюс... Совсем скоро музей отпразднует свое 15-летие. Для столь «юного возраста» он обладает уже довольно значимой коллекцией — около 4000 единиц хранения. В ее состав вошли произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, фотографии. Музей постоянно пополняет фонды, он всегда в поисках новых форм популяризации современного искусства и активно презентует на выставках работы художников разных творческих взглядов и направлений. О работе музея в регионах рассказывает Наталья ШАРАНГОВИЧ.

Бунтари своего времени

— Белорусское искусство всегда было разнообразным и разноплановым, художники стремились выйти за рамки академического стиля, оторваться от классических канонов. Как пример, создание в 1986 году творческого объединения «Немига-17» группой белорусских живописцев и скульпторов, выдвинувших «задачу обновления языка изобразительного искусства». Среди них — живописцы Зоя Литвинова, Леонид Хоботов, Николай Бущик, скульпторы Тамара Соколова и Галина Горовая. Участники «Немиги» всегда были подчеркнуто внимательны к выразительности и символике цвета. Символично и название группы: Немига — это, прежде всего, название улицы в Минске. На ней находится мастерская, где зародилась идея объединения. Но так называлась и не существующая ныне река, на берегах которой в 1067 году произошло сражение между дружинами полоцкого и киевского князей. Выбирая имя объединению, художники стремились подчеркнуть свою связь с глубинными пластами национальной истории и культуры.

Становление «Немиги-17» происходило в первые годы перестройки, когда перед мастерами искусств всех республик Советского Союза остро встала проблема национально-культурной идентичности. А выставки участников творческой группы были яркой страницей искусства Беларуси на протяжении многих лет. Когда в Третьяковской галерее в Москве открылась выставка «Немиги», ее участников называли «художниками, определяющими магистральное направление в развитии белорусского искусства». К сожалению, сегодня «Немиги» уже не существует. Но в коллекции нашего музея хранится немало работ участников объединения, созданных в разные годы. Собранные вместе, они дают представление об эксперименте с пластикой живописного или скульптурного образа в годы Советского Союза, который стал важной вехой в новейшей истории искусства Беларуси. Думаю, что такая выставка-ретроспекция «Немиги» будет интересна не только минчанам, но и жителям регионов.

Голод на искусство?

— Многие яркие творческие личности живут не в Минске. Свидетельство тому — активная работа областных организаций Белорусского союза художников. Есть замечательные живописцы, графики, скульпторы, которые обосновались в Молодечно, Бобруйске, Барановичах, Белыничах, Пинске, Полоцке… Как ни удивительно, художников можно найти в совсем маленьких местечках или на хуторах. Например, график Борис Цитович уже много лет живет в деревне Забродье на Вилейщине. Здесь усилиями художника воздвигнута часовня-памятник князей Бориса и Глеба. Получив в 2004 году президентскую премию «За духовное возрождение», Борис Цитович по решению семейного совета потратил ее на начало строительства этого храма. Сегодня в часовне расположен единственный в Беларуси музей Первой мировой войны, а семья Цитовичей стала известна далеко за пределами Вилейского района. Жена Валентина — актриса и режиссер, сын Данила — скульптор.

А еще стоит вспомнить, что в регионах есть много людей, которые стремятся увидеть новые выставки, спектакли, театральные постановки не как профессионалы, а как обычные зрители. Это настоящий культурный голод, который не могут заменить общение на работе и телесериалы по вечерам. А в столицу или даже в областной центр выбирается далеко не каждый, и не каждую неделю. Поэтому внимание в регионах к нашим выставкам очень велико, а мы стараемся делать их качественно. И это внимание — главная оценка и наших коллекций, и нашей инициативы, и нашей работы.

Бобруйское притяжение

Музей современного изобразительного искусства частый гость в Бобруйске.

— В этом городе работает художественный музей имени Г. Поплавского, залы которого не хуже некоторых столичных учреждений культуры. Коллектив небезразличных, заинтересованных сотрудников — таких людей мы и увидели в Бобруйске. Музей имеет постоянный круг зрителей, приходят школьники, гости приезжают из других городов. Все посетители музея открыты к общению и искреннему восприятию художественного творчества. Они стремятся понять, что это такое — современное искусство. Для них оно, как глоток свежего воздуха.

 Столичный зритель более привычен к вернисажам. Бывает, что в Минске в один вечер открывается пять-шесть выставок подряд. И уже сам посетитель выбирает, куда пойти. Другое дело — областной, а тем более районный центр. Там каждое открытие экспозиции — праздник, а каждая выставка — яркое событие.

Глусские изыски

Недавно в Глуске открылся в историко-краеведческом музее новый выставочный зал, где первой была показана коллекция декоративно-прикладного искусства Музея современного изобразительного искусства.

— На просьбу Глусского музея предоставить им для экспозиции гобелены, керамику, стекло из нашей коллекции мы откликнулись сразу. Порадовало внимательное отношение сотрудников к работам, их заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве. Это был первый шаг — мы показали те виды искусства, которые близки и понятны всем. Образовывать посетителей надо постепенно, сначала показывая классические работы, например, гобелены, пейзажи, натюрморты, и только позже — авангардные эксперименты, которые лучше воспримут более подготовленные зрители. Уверена, через некоторое время в Глусском выставочном зале появятся и концептуальные изыски.

За пределами белорусских границ

Музей современного изобразительного искусства старается порадовать регионы республики экспозициями, которые создаются для зарубежья. В 2010-м в Москве во время открытия Года культуры Беларуси в Российской Федерации музей подготовил и показал выставку «Belart.by. Молодые художники Беларуси». Впервые на столь престижном мероприятии были собраны работы творческой молодежи, тех, кто еще учится или уже закончил Белорусскую государственную академию искусств, является стипендиатами и лауреатами Специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи.

— Беларусь, ее прошлое и настоящее становятся для молодых авторов не только одним из основных источников вдохновения, но и пространством для дальнейшего художественно-философского поиска. Молодежь воспринимает окружающий мир ярко и созидательно, дополняя при этом эмоциональные ощущения философскими размышлениями и интеллектуальными посылами.

После возвращения в Минск экспозицию показали в наших залах, коллекцию не расформировывали. С 2011 года она ездит по Беларуси. Мы ее предлагаем другим музеям именно потому, что с явлением «молодежного искусства» в регионах практически не знакомы. В нашем молодом искусстве совершенно новый взгляд на мир, яркая живопись, тонкая философская графика, выразительная скульптурная пластика.

Выставка «Belart.by. Молодые художники Беларуси» уже побывала в Бобруйске, Гомеле, Барановичах. И всюду она вызывала восторг у зрителей.

Венецианский биеннале в Вилейке

С осени 2011 года ежемесячно в выставочном зале имени Н. Силивановича Вилейского краеведческого музея проходит художественный проект ART-VILEYKA, идея которого принадлежит местному педагогу Светлане Чеботарь. Он представляет собой цикл лекций и других мероприятий с участием известных деятелей искусства страны. Там уже побывали и вилейские художники, и гости из столичного музея на площади Якуба Коласа, в том числе с лекцией о национальном павильоне Республики Беларусь, впервые открытом на 54-й Венецианской биеннале современного искусства.

— Такую инициативу, которую не так часто встретишь в глубинке, хотелось поддержать. Поразило, что в выходной день на лекцию пришло очень много людей разного возраста, зал был полон. Приезжали из Молодечно и других городов. Публика, которая собралась в зале, была настроена на серьезное общение, задавались вопросы, проявлялся искренний интерес к довольно специфической искусствоведческой информации. Это говорит о том, что в регионах не хватает живой информации, но всегда у энтузиастов есть возможность придумать интересную программу и найти людей, которые помогут ее осуществить.

Энтузиазм Колтыгина и смиловичский Париж

В Бобруйске известный белорусский художник-керамист Валерий Колтыгин лет десять назад задумал и стал ежегодно проводить пленэр по керамике «Арт-жыжаль». Он собирает коллег из Беларуси, приглашает мастеров из-за рубежа. Только заканчивается один пленэр, начинается подготовка к следующему.

— Валерий Колтыгин делает дело, которое, может быть, не потянула бы и большая организация. Таким людям, с внутренним горением, стараемся предоставлять площадку для выставок, покупать их произведения. В этом тоже наша поддержка регионов. Беларусь — европейская страна. В Польше, Швеции, Франции, Германии изобразительное искусство не сосредоточено только в столице, оно активно развивается и в регионах, где работают музеи, проходят крупные выставки и фестивали. Эта схема действенна, и может быть перенесена и в Беларусь. Несколько лет назад в Смиловичах при поддержке ЮНЕСКО был открыт небольшой музей, посвященный известному художнику из Беларуси — Хаиму Сутину, который родился в этом местечке, в начале ХХ века уехал в Париж и приобрел там мировую славу. Оригиналов работ нет в Беларуси, но большие цветные репродукции можно увидеть в смиловичском музее. И сегодня Смиловичи благодаря работе экспозиции являются одним из популярных пунктов туристических маршрутов.

Осенью впервые в Гродно будет проходить республиканский фестиваль «Интермузей». Там на одной площадке соберутся вместе все музеи Беларуси, чтобы показать самое интересное, что у них есть, поделиться новациями. Будет участвовать и наш музей изобразительного искусства. В Минске планируется всебелорусская выставка современного изобразительного искусства. Впереди — немало дел. В том числе и открытие новых имен в регионах…

Вера ГНИЛОЗУБ, «БН»

Фото Павла ЧУЙКО, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter