Возрождение и сохранение культуры на селе остается одной из приоритетных задач в регионах

Наталья Карчевская, первый заместитель министра культуры: Оптимизация не может носить негативный характер: все кругом меняется

Возрождение и сохранение культуры на селе было и остается одной из приоритетных задач в регионах. Клуб, СДК — не только место проведения вечеров, концертов, праздников или дискотек. Там проходят сходы граждан, встречи с депутатами и руководителями, выборы… Это своего рода центр досуга и духовной жизни. Что делается сегодня, чтобы не дать угаснуть этим очагам в глубинке? Чувствуют ли себя сельчане обделенными в культурном плане или у них немало возможностей? Об этом и не только мы поговорили с первым заместителем министра культуры Натальей КАРЧЕВСКОЙ.


— Наталья Владимировна, говорят, культура любого народа начинается именно с деревни, а с ее центром досуга связаны многие значимые события жизни сельчан. Но нередко доводится слышать, что в некоторых районах учреждения культуры переживают не самые лучшие времена…

— Я бы так не сказала. Всего в учреждениях культуры работает более 14 тысяч клубных формирований различного направления. Из них 8 тысяч — для детей. На 118 районов страны это совсем немало. Для сельских жителей ежегодно проводится не менее 400 мероприятий, в том числе в отдаленных населенных пунктах, для обслуживания которых используются автоклубы и библиобусы. А еще — более 500 объединенных сельских библиотек. И динамика основных показателей обслуживания не изменилась. 

Опять же, именно в деревнях проходят международные, республиканские и региональные фестивали «Александрия собирает друзей», «Автюки», «Зов Полесья»... В рамках республиканского фестиваля «Мастера искусств — труженикам села» проводятся концертные программы с участием профессиональных коллективов и исполнителей. Иными словами, на селе продолжают жить активной культурной жизнью.

— Да, но при этом количество учреждений сокращается. А в чем положительный аспект оптимизации?

— Давайте сначала разберемся, что такое оптимизация и для чего она проводится. Наряду с простым упразднением неэффективно работающих сельских учреждений культуры создаются организации смешанного типа — путем объединения клубов и библиотек, клубов и музеев. Многое зависит и от потребностей жителей деревни. В малонаселенной разве есть смысл содержать одновременно два учреждения? Сегодня это дорогое удовольствие. Оптимизация, которую начали проводить с 2013 года, не может носить негативный характер. Все кругом меняется, поэтому и формы работы на селе также трансформируются. Это естественный процесс.

— Ежегодно колледжи и вузы выпускают сотни дипломированных специалистов, но на местах чаще сталкиваешься со «специалистами из народа». Почему, как вы считаете?

— Все не так однозначно. Давайте все же посмотрим на цифры. За последние три года учреждения образования в сферу культуры распределили около 850 выпускников, из них на местах трудоустроились чуть меньше 700. Основной вклад вносят ссузы, они готовят специалистов из числа сельской молодежи с целевым направлением. За 2015—2016 годы к работе приступили 348 целевиков. В 2018-м по распределению трудоустроены в сельской местности 19 выпускников университета культуры.

Не нужно забывать и о том, что после окончания колледжей многие стремятся получить высшее образование. Для того чтобы колледж или вуз мог готовить кадры, должен быть заказ от учреждений культуры: «Через 3—4 года нам нужен дипломированный специалист». Исходя из потребностей формируются контрольные цифры приема. Так вот, сельские клубы далеко не всегда подают заявки. Там работает человек, пусть даже далекий от профессии, но не собирается освобождать место. Как быть в таком случае? Кто-то отправляет на учебу выпускников своих школ, чтобы они возвращались обратно в деревню. Очень многое зависит и от позиции местной власти, насколько она заинтересована в дипломированном работнике. На мой взгляд, лучше и правильнее растить свои кадры. Минчанину или жителю другого большого города сложнее приспособиться к деревенской жизни, чем сельчанину.

— У клубов небольшое финансирование, нет, например, возможности купить или сшить концертные костюмы. При этом самодеятельные артисты более чем достойно выступают на концертах и фестивалях самых различных уровней, даже представляют Беларусь за рубежом.

— Мы понимаем сложность ситуации, но финансируются сельские учреждения культуры за счет средств областного и районного бюджетов, которые утверждаются местными Советами депутатов. Министерство может выделить деньги лишь на проведение республиканских и международных фестивалей. В этой связи благодарны спонсорам, меценатам, которые помогают решать проблемы любительского творчества.

— У сельских работников культуры нет в полном объеме доступа к интернету, что значительно замедляет работу, а живем-то в XXI веке.

— Здесь важный момент в том, что преимущественно задачи информационного обслуживания в сфере культуры возложены на публичные библиотеки. И если в 2010 году лишь третья их часть компьютеризирована и еще меньшая доля имела доступ к интернету, то по итогам 2017-го компьютер имеют 85 процентов библиотек, доступ в международную сеть — три четверти от общего количества. По итогам 2018 года ожидаем дальнейший прирост показателя. Добавлю, что решением коллегии Министерства культуры от 6 февраля 2018 года перед местными органами власти поставлена задача по ускорению информатизации, по итогам года рассмотрим ее выполнение.

— Отдельно нужно сказать о материально-техническом оснащении. В иных СДК старая аппаратура, а то и вовсе нет. Как и чем в таком случае привлечь молодежь? Она ведь потому и стремится в городские клубы, где давно используются различные цвето- и светоэффекты.

— Вопрос этот, соглашусь, в ряде регионов, к сожалению, остается проблемным. Отмечу, что бюджетным организациям предоставлено право на деятельность, которая принесет доход, а эти деньги, в свою очередь, могут быть использованы для покупки той же аппаратуры.

— Это платные услуги. Работа клубных учреждений часто сосредоточена больше на том, как выполнить доведенный план по их оказанию. При этом говорят, что заработанные деньги, пусть даже небольшие, они не могут потратить сами.

— Средства от внебюджетной деятельности аккумулируются на расчетном счете централизованной бухгалтерии района, распределяет прибыль структурное подразделение. По нашему мнению, при этом должны учитываться потребности и доходные части каждого учреждения. Но один культработник приложит максимум усилий, чтобы провести тот же концерт или дискотеку и положить в копилку деньги. Другой просто будет ждать помощи по принципу «нам должны».

— Некоторое время назад мастера, те же резчики по дереву или ткачи районных домов ремесел, получали к зарплате 15 процентов надбавки. Сейчас ее сняли, мотивируя тем, что эти занятия, цитирую: «не включены в перечень должностей работников культурно-просветительных учреждений». Но мастера, находясь на рабочих местах в госучреждениях культуры, к которым относятся и дома ремесел, творят настоящие шедевры ручной работы, потом они продаются для выполнения платных услуг или же идут на сувениры.

— Да, в соответствии с постановлением Совета Министров от 1 декабря 2017 года резчики по дереву и ткачи не могут получать такое повышение. Оно распространяется только на работников, входящих в квалификационный справочник должностей, занятых в культуре и искусстве. Для последних, в свою очередь, установлена надбавка в 25 процентов взамен ранее действующих 15 процентов.

— Примеры успешной деятельности сельских учреждений культуры держатся прежде всего на огромном энтузиазме и преданности своему делу их работников. При этом зарплата у них одна из самых низких.

— Размер заработной платы культработников находится в прямой зависимости от размера тарифной ставки первого разряда. Кроме того, источником повышения зарплаты служат и внебюджетные средства, направляемые организацией для стимулирования.

За январь—ноябрь 2018 года среднемесячная зарплата работников культуры, если сравнить с аналогичным периодом 2017-го, увеличилась на 18 процентов и составила 558,4 рубля. Обеспечение уровня оплаты труда в сфере культуры — на постоянном контроле министерства, дальнейшее повышение заработной платы будет рассматриваться с учетом экономических возможностей государства.

— Наталья Владимировна, в Год малой родины особенно важно сохранить и развить самобытную традиционную культуру и ее историческую ценность…

— Основные задачи определены Госпрограммой «Культура Беларуси» на 2016—2020 годы. В минувшем году проведено более 120 тысяч спектаклей и концертов, около 46 тысяч выставок народных художественных ремесел и 42 тысячи театрализованных праздников и обрядов. Белорусское народное творчество очень разнообразное и многогранное, включает в себя и современные направления искусства — эстрадные жанры, модерн… Оно охватывает все категории жителей страны, в том числе и из региональной глубинки. К сожалению, в массмедиа не всегда привлекательно подаются традиционные формы национальной культуры и белорусский фольклор. Не настолько интересно, чтобы захватить широкую зрительскую аудиторию.

Наша государственная политика направлена не только на сохранение народных художественных традиций, но и на создание условий для их живого развития. Они должны быть привлекательны и демонстрировать свою уникальность как в Беларуси, так и за ее пределами. Поэтому мы обязаны четко расставить приоритеты и последовательно решать задачи по популяризации белорусского фольклора. Знать традиции своего народа и понимать их чрезвычайно важно. Соответственно, клубам нужно искать новые высокохудожественные формы представления того же фольклора. Мы убеждены, что сельские учреждения культуры должны оставаться центрами, обеспечивающими культурно-досуговую деятельность, доступность услуг и поддержку общественной инициативы в сфере духовной жизни деревни.

СПРАВКА «СГ»

В Беларуси работает более 2,5 тысячи клубных учреждений, из них 2,1 тысячи — в сельской местности. С 2013 по 2017 год их количество сократилось на 1400 единиц. В наибольшей степени это коснулось библиотек и сельских клубов — на 90 процентов.

chasovitina@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter