Наталья Гундарева

По результатам опросов журнала «Советский экран» признана лучшей актрисой 1977, 1981, 1984 годов.
Смотрите сегодня на канале ОНТ в 13.25 трагикомедию «Небеса обетованные»

В этом рязановском фильме у Натальи Гундаревой всего эпизод. Одна сцена. В кадре несколько секунд довольная посудомойщица Люська, без слов, тупо чешет (скребет!) на ковре мордочку тигра... И зрители, что называется, «попали»: каждый раз смеются без стеснения — до слез. Помните пару алкоголиков Васика и Люси в исполнении Гундаревой и ее супруга актера Михаила Филиппова? То–то же.

Странно, но фильм «Небеса обетованные» вызвал тогда, в 1991 году, у многих зрителей резко отрицательную реакцию. Им трудно было согласиться с авторской концепцией, что бездомные, опустившиеся люди являются лучшей частью общества, а единственный выход из положения — эмиграция. Чудаковатая эмиграция: на паровозе в небо. Словом, трагикомическая история обитателей «мусорных» городов заканчивается как фантастическая сказка.

Наверное, эпизоды — своеобразный форпост в актерской судьбе. У любимицы публики, актрисы от Бога Натальи Гундаревой так случилось, что лучшие роли в кино — роли второго плана. Писали, что такие женщины, как она, созданы не для того, чтобы цвести, а для того, чтобы плодоносить. В ее ролях никогда не бывает недосказанности, неопределенности: вся она перед зрителем — как под ярким солнцем, ни один закоулок души не сокрыт в тени. Словом, не женщина — лето. Бабье лето.

Кинодебютом актрисы принято считать появление в картине Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай!» в 1972 году. Именно тогда зрители увидели ее походку «уточкой», конопушки на лице, а главное, никто так и не понял, что Гундарева — актриса. Народ подумал, что ее из местных жителей привлекли в кино.

Не знаю почему, но считается, что сценарист Виктор Мережко — «отец» киноактрисы Гундаревой. Играть актрисе такого диапазона в социальных фильмах по его сценариям, наверное, было скучно по определению. Деревенский быт, хамоватые герои, простенькие костюмчики, примитивные диалоги...

То ли дело бойкая мадам Жужу в фильме «О бедном гусаре замолвите слово», исполняющая сентиментальную песню в дуэте с Садальским: «В сердце томная забота»! Наконец, императрица Елизавета в «Виват, гардемарины!»... А? Вот — образ, вот — темперамент!

Конечно же, она сразу же после училища стала признанной на сцене своего единственного театра им. В.Маяковского. И хорошо знала цену этому состоявшемуся счастью. Детей у Натальи Гундаревой так и не было. В многочисленных интервью сама актриса на этот вопрос отвечала: «Я не испытываю потребности иметь детей, не чувствую их отсутствия. Театр мне их заменяет».

Актриса родилась в семье инженеров–строителей в 1948 году в Москве, на Таганке. Родители развелись, но Наташа встречалась с отцом на протяжении жизни. От них ей достались «отцовская рассудительность, то есть реальное понимание момента, и мамина непримиримость: что задумала — сделать во что бы то ни стало».

Любовь к театру привили родители, которые не пропускали премьер во МХАТе. Будучи школьницей, Наташа поступила в знаменитый Театр юных москвичей при Дворце пионеров, где сразу стала играть характерные роли. Что примечательно, в первый раз Гундареву не приняли в Шепкинское училище, даже заявили: «Девочка, какие роли вы собираетесь играть с вашей фигурой?» Словом, потерянный год для карьеры будущая актриса провела в конструкторском бюро, стояла за кульманом.

Наверное, судьба позаботилась о том, что Наталья Георгиевна поступила в театральное училище в 1967 году, когда курс набирал известный педагог Юрий Катин–Ярцев. Вместе с Гундаревой училось немало сильных студентов: Юрий Богатырев, Константин Райкин, Наталья Варлей. Легендой училища стала история о том, как второкурсницей она показала отрывок из «Воительницы» Лескова. После просмотра ректор Борис Захава сказал: «Гундаревой уже нечему учиться — пора на сцену. Я готов выдать ей диплом хоть прямо сейчас!»

Ее «неподходящая фактура» не стала препятствием на пути к актерской карьере. Она пришла в «маяковку», как в свой второй дом. Именно там актриса работала всю свою жизнь. Об отношениях главного режиссера театра Гончарова и Гундаревой до сих пор в московской театральной тусовке ходят легенды.

«Она пришла в театр совсем молоденькой девочкой из училища. И сразу же стала заметной героиней. С Гончаровым у них была творческая дружба. Наташа называла его папой и позволяла себе такие вещи в общении с ним, какие никто другой не смог бы себе позволить. Мы все его немного побаивались, а она нет», — вспоминала известная актриса Светлана Немоляева.

Известно, что театр в большей степени, чем кино, давал актрисе возможность быть разной: Раневская в «Вишневом саде», Гертруда в «Гамлете», Джулия в «Театре» Моэма... Но в любом случае появление ее статной, исполненной достоинства и сильнейшего внутреннего обаяния фигуры вызывало восхищение в зале. Те, кому повезло увидеть актрису на сцене, влюблялись в нее с ходу.

Она была разной. Одной — в кино, другой — в театре. В личной жизни тоже сложилось не сразу. Первый брак с режиссером Леонидом Хейфицем распался. Быт, наверное, и стал причиной развода. «Стою я на кухне, — рассказывала актриса близкой подруге, — чищу картошку. И вдруг подумала: как я устала от хозяйских забот! Все! Кончилась моя любовь!» Но к чести Натальи Георгиевны, о Хейфице она всю жизнь отзывалась с уважением. У обоих совместную жизнь победила работа.

О последнем супруге Михаиле Филиппове актриса рассказывала: «Миша пришел в театр и подружился с моим бывшим сокурсником по театральному училищу. Таким образом мы оказались в одной компании. Приятельствовали, устраивали розыгрыши, хохмы. Кстати, мой муж — человек удивительного юмора. Он знает толк в хорошей шутке. Мне же Бог не дал такого остроумия, и я в основном была просто исполнителем. Мой муж мне не критик, а друг... Он знает, если что–то не так — сама себя изведу. Он не вмешивается в мои дела, а я — в его. Да, я понимаю, что так, как знаю Мишу я, его не знает никто. Я за него вышла замуж не потому, что он талантливый, а потому, что это он».

Все, знавшие чету, считали, что это была идеальная пара. До самых последних минут муж оберегал ее, больную, от малейшего потрясения. Даже о смерти матери он Гундаревой долго не сообщал.

Первый раз актрисе стало плохо в 2001 году. Случился тяжелый инсульт. Поговаривали, что незадолго до рокового дня она все–таки решилась подкорректировать свою внешность у модных косметических хирургов. Старательная лепка образа явила всем помолодевшую, стройную Гундареву... Увы, наверное, привычное «стремление доказать», превзойти самое себя и привело актрису к срыву. Шансов на выздоровление было мало. В мае 2005 года народная артистка России Наталья Гундарева ушла из жизни. Ей было всего 56 лет.

Факт

Однажды на съемках фильма «Две стрелы» режиссер Алла Сурикова взяла актрису «на слабо», предложив сняться в одной из сцен обнаженной.

«А запросто!» — ответила Гундарева. Говорят, на несколько минут остановили съемку. У нее замечательное было тело. Все мужики попрятались за соснами, чтобы посмотреть, «как Наташа будет прыгать в воду».

Подготовила Жанна Васанская, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter