Источник: Знамя юности
Знамя юности

Натали: после егэ мне показалось, что я вернулась с войны

Певица рассказала «Знаменке», в чем она сегодня находит счастье и умиротворение и какая книга помогла ее старшему сыну сдать экзамены.


– В этом году старший сын Арсений окончил школу, и оказалось, что сдача экзаменов – это серьезное испытание. Прежде всего сложное с психологической точки зрения. Сеня никогда не учился на пятерки, был нормальным пацаном с нормальными оценками, где-то успевал хуже, где-то лучше, но отличником не был. А за год до окончания школы учителя начали его убеждать, что он мог бы попробовать стать медалистом. Арсений воспринял это как вызов и решил, что сможет. Это оказалось совершенно непосильной психологической задачей – он не хотел ударить в грязь лицом и подвести учителей. Нам пообещал, что справится без всяких репетиторов. А потому к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) готовился сам.

Сеню очень пугала необратимость последствий – сын понимал, что, если плохо напишет работу на экзамене, изменить уже ничего будет нельзя. И вот эта точка невозврата изматывала его. Я никогда не думала, что мой сын способен сам себе задать настолько высокую планку и быть столь требовательным к себе. Он поставил задачу никуда из дома не выходить, пока не сдаст эти экзамены, отказался от тусовок, общения, интересных занятий, запер сам себя в четырех стенах и учился, учился, учился. Даже у меня нервы были на грани, что уж говорить про него. Мы с ним много говорили в течение года об экзаменах, я пыталась как-то его успокоить. Но что делать с завышенными требованиями к самому себе – мне было непонятно.

Да, я понимала, что он такой не один, что многие дети перед экзаменами пребывают в таком состоянии, девочки падают в обморок, мальчики худеют на глазах. Были моменты, когда я уже хотела хватать телефон и вызывать скорую, потому что мой ребенок сидел в абсолютной прострации и смотрел невидящими глазами в стенку, не в состоянии сфокусироваться. Или просил меня дать ему успокоительного – еще и еще.

– Психологи говорят, что так реагируют дети, на которых в семье давят и ругают из-за оценок…

– Никогда этого не было. Мы в жизни ему не говорили, что он должен чему-то там соответствовать или что четверки – это недостойные оценки. Мы с мужем не ученые, не преподаватели, не какие-то там статусные люди, мы никогда не гнались за тем, чтобы сделать его непременно отличником или нашей гордостью (он и так наша гордость, независимо от медалей). Просто каждый проходит через это испытание, называемое экзаменами, по-разному, в зависимости от характера. На кого-то очень сильно давит общественное мнение, он волнуется, как посмотрят окружающие и что о нем скажут. Кто-то не обращает вообще никакого внимания на всю эту суету.

– Как вам удалось смягчить напряжение?

– Совершенно неожиданно меня спасла книга под названием «Глубинная арт-терапия», мне ее посоветовал знакомый психолог. Там рассказывалось, как с помощью рисования вы­нести наружу все, что скрыто в душе, и как скорректировать негативные момен­ты. Я всегда поражалась, когда прибегала к подобным практикам, удивлялась, как рисунок действительно способен передать все, что творится в душе, как наше подсознание порой раскрывается самым неожиданным образом. И я буквально заставила Сеню нарисовать его эмоции, показать мне с помощью рисунка, что с ним происходит. Сеня всегда любил рисовать, он занимается этим много лет, и ему было легче с этой точки зрения, но с психологической далось нелегко. Когда он начал изображать на бумаге какие-то абстрактные образы, я в ужас пришла. И цепи, кровью истекающие, и разные другие кошмары. По версии психолога, написавшего эту книгу, так изображался страх перед еще не свершившимся, но неизбежным. А потом там было еще одно задание – после того как человек выплеснул на бумагу свои страхи, ему предлагалось нарисовать вокруг рисунка рамку, которая могла бы задержать эти страхи и спасти автора рисунка. И я была поражена, насколько данная рамка оказалась действенна. Сеня закончил рисовать, встал, сказал всем: «Спокойной ночи» – и отправился спать. От былой прострации не осталось и следа. А ведь до этого он уже принял было решение не ходить ни на какой экзамен, просто избежать этого испытания и все.

– Вам передавалось его настроение?

– Не то слово! Когда экзамены закончились, казалось, что я с войны вернулась, не меньше. Очень устала. Хотя потом нас ждало еще одно испытание – ожидание оценки. Судя по Сениным рассказам, все испытания он провалил и за каждый экзамен должен был получить буквально ноль баллов. 20 дней мы ждали, пока все посчитают, чуть с ума не сошли. Но когда баллы пришли – все встало с ног на голову и заиграло радужными красками. Баллы были очень неплохие, и Сеня получил золотую медаль.



– Сеня успел отдохнуть и восстановить силы для дальнейшей учебы?

– Отдыхать он с нами не поехал, решил, что это будет своеобразная плата за хорошо сданные экзамены. Вот такой человек, не могу с ним ничего поделать. Конечно, когда я сейчас его спрашиваю: «Стоили ли эти экзамены таких волнений и переживаний?» – говорит: «Нет». Урок он извлек из этого мощный. Нагляднейший. Но пройти через него, видимо, должен был, чтобы понять, что в дальнейшем так жить нельзя и таким образом проходить через испытания, которые посылает нам жизнь, – опасно для здоровья. Как-то легче надо ко всему относиться.

– А с младшими детьми, Женей и Толей, вы успели отдохнуть?

– Да, мы с ними после всех этих треволнений отправились в Грецию. В первый раз поехали на отдых в усеченном составе, обычно нас сопровождают бабушки, дедушки, сестра моя с племянниками, а тут решили побыть вчетвером, своей семьей. В этот раз рискнули и не взяли с собой коляску, в надежде на то, что двухлетний Женя будет все повторять за 9-летним Толей и начнет ходить своими ногами. А то ведь они, малыши, как засядут в коляски, ходить не хотят, не развиваются физически никак. Так и получилось. Женя все повторял за Толей. Территория отеля большая, пока до ресторана дотопаешь и обратно до номера – вот и тренировка. Женя нас радовал, ел все, что давали со шведского стола. А вот Толя, наоборот, потряс своей монодиетой – питался одной картошкой фри. И на завтрак, и на обед, и на ужин. Мы сначала думали, может, он за день-два наестся и поменяет свои вкусовые пристрастия? Нет, смотрим, опять идет к столу с огромной тарелкой, доверху заваленной картошкой. Единственное разнообразие, которое он допускал: на завтрак круг­ленькую картошку делали, а в обед и ужин – продолговатую.

– Наташа, вы мать троих детей и успешная певица. Остается время на себя?

– Отсутствие или наличие времени – это исключительно вопрос планирования. Когда составляешь план на день, туда обязательно надо записывать время для отдыха, для релакса. Пусть это будет 20 минут в день – но они будут. И тогда, если ты живешь в режиме, придерживаешься его – все получится. Ну и еще это вопрос философский. Я в этом году узнала новое слово – «хюгге». Это датское слово, которое очень сложно перевести, целая философская система, направленая на поиски удовольствия, отдыха и красоты в любое время и в любом месте, где вам это потребуется. Если ставишь перед собой такую цель – замечать красоту, позитив, приятные вещи в привычном уже окружении – она реализуется. Надо не проходить мимо. Мне с моим характером это непросто дается – я очень быстрая, резкая, стремительная. И приходится время от времени задавать себе вопрос: «А куда спешу?» Сейчас я себя принудительно усаживаю на пять минут в кресло и заставляю думать о прекрасном. И получается! Кстати, испытания экзаменами мне в этом вопросе тоже здорово помогли. Помогли осознать, что мои дети ценны сами по себе, а не своими оценками. Вообще я вдруг поняла, что школа – это услуга. Это не мы солдаты ЕГЭ и не дети наши, а школа ради нас существует. Ради того, чтобы оказать нам услугу. А мы берем эту услугу, если она нам интересна, читаем книги, которые рекомендуют, или проходим прог­рамму по математике, которую дают детям, просто потому что она удобна и понятна. Не надо этой дикой погони за оценками, не надо губить свое и детское здоровье ради двух лишних баллов. Наши дети все хорошие и так или иначе потом все устраиваются в жизни, находят свое место. Неза­висимо от баллов.

Вот такая у меня теперь философия и такое настроение. Я стала спокойнее. И поняла, что самое главное – задать себе правильное отношение к жизни и правильно сформулировать мечты и задачи. Правильно формировать запрос. Как в «Яндексе» – нужное слово в поисковик забить. Чтобы там поняли. И тут же на тебя посыплется нужная информация, та, которую ты хочешь. Все в наших руках.

Мария АДАМЧУК, ООО «ТН-Волгоград» (специально для «ЗН»)

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter