«Насущного хлеба достаточно. А вот духовный – в дефиците»

МИХАИЛ ВЕЙГО родился в Петриковском районе. Его отец был священнослужителем. По этой же стезе решил пойти и сын. Закончил московские духовные семинарию и академию. В последнем учебном заведении один год был преподавателем. Когда вернулся в Беларусь, был священнослужителем в селе Красное Молодечненского района. А в 1989 году стал благочинным церквей Слуцкого округа, где трудится во славу Божию и по сей день.

Благочинный церквей Слуцкого округа отец Михаил Вейго – о христианстве в светской школе, пожертвованиях и истинном счастье.

МИХАИЛ ВЕЙГО родился в Петриковском районе. Его отец был священнослужителем. По этой же стезе решил пойти и сын. Закончил московские духовные семинарию и академию. В последнем учебном заведении один год был преподавателем. Когда вернулся в Беларусь, был священнослужителем в селе Красное Молодечненского района. А в 1989 году стал благочинным церквей Слуцкого округа, где трудится во славу Божию и по сей день.

— Отец Михаил, на ваших глазах примерно 20 лет назад наметился перелом в духовной жизни общества. Прекратились гонения на христианство, которые продолжались не одно десятилетие. Как вы оцениваете произошедшие перемены?

— Действительно произошли существенные изменения по отношению к религии в сердцах и умах многих людей. Они перестали бояться совершать церковные обряды. Вспомните, например, как в советское время приходилось тайком крестить детей, волнуясь, чтобы об этом не узнали на работе. Следствием религиозной свободы стало создание православных общин и строительство церквей по всей стране. Все это, несомненно, надо считать положительным моментом в жизни общества. Говоря же о проблемах, следует заметить, что последствия многолетней политики атеизма чувствуются до сих пор. К сожалению, не произошло массового воцерковления наших людей. Примерно 80 процентов населения считают себя православными. Но церковь посещает значительно меньшее количество людей.

— В Слуцке есть несколько воинских частей. Там служат юноши, которым предстоит вступать в самостоятельную жизнь. Пробует ли Православная церковь налаживать с ними контакты, учить основам веры, поискам истины?

— Мы окормляем все части местного гарнизона, знакомим воинов с христианством, а тем, кто уже стал на путь истинной веры, помогаем в отправлении религиозных обрядов. В одной из частей действует православный храм, где постоянно совершаются богослужения. Еще в одном воинском подразделении храма нет, но там регулярно бывает священнослужитель.

— Поскольку наша газета преимущественно сельская, то хотелось бы, чтобы вы рассказали о жизни православных в деревнях вашего района.

— В настоящее время у нас действуют 15 приходов, и в каждом из них есть священнослужитель. Сейчас готовится открытие прихода в деревне Гольчицы.

Если говорить о сельских священниках, то хочется отметить подвижническую деятельность отца Александра Кореня из деревни Греск. Кроме обычной своей работы в закрепленных за ним деревнях, пастырь регулярно посещает и лечебно-трудовой профилакторий, находящийся около деревни Павловка. Там люди лечатся от алкоголизма. А это ведь болезнь души. Вот отец Александр и стремится с помощью слова Божиего дать им возможность избавиться от пагубной страсти. Поскольку сельские жители посещают и храмы Слуцка, то хочу отметить активную работу по духовному возрождению священников Космадомианской церкви отца Николая Коржича и отца Александра Шкляревского.

— Мы беседуем с вами в центре православного просвещения. Расскажите об истории его создания и роли в духовной жизни.

— В этом здании когда-то был военкомат. Он переехал в другое помещение, а это пришло в полное запустение. И тогда мы попросили местные власти передать его нам под центр православного просвещения, что и было сделано в 2007 году. Затратили немало сил и средств, пока привели его в порядок. И вот центр работает второй год. Здесь есть православная библиотека, иконная лавка и небольшой храм. Проходят богослужения, венчания, крещения и другие обряды. Действует при центре и детская воскресная школа.

— В обществе, в том числе и средствах массовой информации, периодически возникают дискуссии: организовывать ли изучение Закона Божиего в светских школах? Есть как сторонники, так и противники такой идеи. А какова ваша точка зрения по этому вопросу?

— На мой взгляд, следует исходить вот из чего. На нашей земле преобладает христианское население. Поэтому людям, и в частности подрастающему поколению, надо дать возможность знакомиться с Законом Божиим. Конечно, нельзя навязать человеку веру. Но надо дать ему познания в этой сфере, рассказать о том, какую пользу он получит в жизни, если будет следовать Заповедям Божиим. Поэтому я сторонник того, чтобы христианству было место в светской школе. А вот в какой форме вести обучение, над этим должны совместно подумать педагоги и священнослужители.

— К вам как священнослужителю люди нередко приходят со своими трудностями, душевными проблемами. Какие слова утешения для них находите?

— Люди нередко хотят чуда. Если сегодня на душе плохо, надо, чтобы завтра стало хорошо. И я говорю многим, что это чудо вокруг них уже существует. Это прежде всего мир и спокойствие в нашей стране. Ведь если вспомнить, какие лишения переносили люди во время войн, сталинских репрессий, то большинство сегодняшних проблем по сравнению с теми кажутся не такими уж страшными. А еще я всем советую обращаться в трудных ситуациях к Богу. Ведь Христос говорил: «Приидите ко Мне, все нуждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;

Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».

— Отец Михаил, приходилось ли вам бывать в паломнических поездках? Что они дают православному христианину и вам лично?

— Несомненно, я многократно ездил по святым местам. Был в Израиле и посетил все значимые населенные пункты, связанные с жизнью Иисуса Христа. Ездил в Иерусалим, дважды бывал в храме Гроба Господня и даже совершал там Божественную литургию. Такие поездки позволяют человеку стать ближе к Богу, пробуждают в нем самые светлые чувства, делают его лучше, добрее.

— Мой следующий вопрос будет непростым не только для вас, но и для любого священнослужителя. Некоторые недоброжелатели говорят, что, мол, церковь берет много денег за проведение некоторых обрядов, в частности, венчания, крещения, отпевания. Это якобы грех…

— Никто не станет отрицать, что церкви, как и любой организации, надо за что-то существовать. Она несет затраты на содержание храмов, коммунальные услуги, оплату труда священников и вспомогательных работников. Поэтому ей нужны и доходы. Но если, скажем, на реализацию свечей, икон, книг и других предметов культа существуют твердые цены, то совершение таинств напрямую с деньгами не связано. Людям предлагается совершить пожертвование за них на какую-то примерную сумму с учетом уровня жизни общества на данный момент. А дальше уже человек смотрит по своим возможностям, он может пожертвовать больше или меньше. Если же кто-то находится по объективным причинам в затрудненном материальном положении, то обряд может быть совершен и вообще без пожертвования.

— Духовное и материальное в нашей жизни тесно переплетены. Конечно, люди жертвуют на храмы, но этого не всегда достаточно. Где изыскиваются дополнительные средства на эти цели?

— В некоторых странах существует церковный налог с населения, с помощью которого решается материальная сторона жизни религиозных общин. В нашей стране, думается, такой подход пока невозможен. Зато, на мой взгляд, можно создать атмосферу, которая благоприятствовала бы росту пожертвований в адрес церкви со стороны предпринимателей. Если освобождать пожертвования от налогов, то, возможно, многие фирмы охотнее помогали бы церкви.

Конечно, государству тоже нужны налоги. Но следует иметь в виду, что, поддерживая таким образом церковь, государство будет иметь от этого несомненную пользу. Потому что чем выше уровень духовности в обществе, чему способствует церковь, тем меньше будет проблем у государства, в том числе и финансовых. Вспомните, сколько денег приходится тратить государству на лечение алкоголиков, наркоманов, содержание преступников и брошенных детей. А ведь все это —  следствие бездуховности.

— Раз мы заговорили о материальной стороне существования церкви, то хочу спросить, занимаетесь ли вы какой-то хозяйственной деятельностью, возможно, сельскохозяйственной, чтобы иметь дополнительные средства к существованию?

— В Слуцке при Свято-Михайловском соборе есть огород площадью примерно 10 соток. Выращиваем там картофель и овощи. В своем саду растут яблоки. А еще держим кур, кроликов и свиней. Конечно, их надо кормить, поэтому обращаемся к сельхозпредприятиям с просьбой сделать небольшие пожертвования на содержание животных, в основном просим зерно или муку.

— От материального снова перейдем к духовному. Библия говорит, что Бог не любит грех, но любит грешника. Иисус Христос призывал многократно прощать ближнего своего. Скажите, а чего человеку нельзя простить?

— Да, Господь волен прощать все, за исключением хулы на Духа Святого. «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».

Господь наш Иисус Христос говорит здесь о сознательном и упорном отвержении спасающей благодати Божией, которая подается Духом Святым. Слово на Сына Человеческого есть грех по неведению, а хула на Духа является ожесточенным противлением Божественной Истине.

— Слуцк известен в православном сообществе страны тем, что здесь издается и распространяется по всей Беларуси духовно-просветительская газета «Преображение». Какая особенность этого издания, какие темы чаще всего поднимаются на его страницах?

— Газета создана в июне 1994 года. На ее страницах мы помещаем новости церковной жизни, рассказываем об истории православия на Слутчине, публикуем молитвы, акафисты. Есть детская страничка. Публикуем ответы на вопросы читателей, ноты и слова церковных песен. Хочу заметить, что газета не приносит нам ни одного рубля дохода. Но мы и не ставим цели получать из нее хоть какую-то выгоду. Основная задача этого периодического издания — духовное просвещение людей и приобщение их к вере Христовой. Я являюсь редактором газеты. Активными авторами выступают директор центра православного просвещения Светлана Мисюк и регент церковного хора Татьяна Кириченко.

— Отец Михаил, обычно среди прихожан православных церквей в нашей стране преобладают женщины. Почему так происходит?

— Дело в том, что женщины более тонкие натуры, более эмоциональные по сравнению с мужчинами. И поэтому они более восприимчивы к благодати Божией. Но нам, конечно же, хотелось бы чаще видеть в храмах и представителей сильного пола.

— Скажите, бывает ли у священнослужителя свободное время, может ли он себе позволить, скажем, сходить за грибами или на рыбалку?

— Свободное время у пастыря, как и у любого человека, несомненно, есть. Но он не может позволить себе праздности. Даже если священник не занят службой в церкви или совершением обрядов, он все равно должен думать о воспитании паствы.

— Что бы вам хотелось пожелать в заключение нашего разговора читателям газеты «Белорусская нива»?

— У нас в стране сегодня есть все: и продукты, и одежда, и тепло в домах. Говоря образно, насущного хлеба достаточно. А вот духовный — в дефиците. Поэтому хочется, чтобы Господь пришел в сердца как можно большего количества людей. Ведь только идя по пути, указанному Христом, человек может обрести истинное счастье.

Беседовал Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

НА СНИМКЕ: благочинный церквей Слуцкого округа протоиерей отец Михаил ВЕЙГО.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter