Наступательный маркетинг открывает путь на новые рынки

Промышленность Беларуси по  итогам 2007 года должна выйти на положительное сальдо внешней торговли в размере 2,4 миллиарда долларов (в прошлом году — 1,82 миллиарда долларов)

Промышленность Беларуси по  итогам 2007 года должна выйти на положительное сальдо внешней торговли в размере 2,4 миллиарда долларов (в прошлом году — 1,82 миллиарда долларов). Решение этой непростой задачи специалисты напрямую увязывают с повышением качества продукции и расширением рынков сбыта. Конкретные шаги по достижению поставленных целей обсудили участники Х Белорусского промышленного форума, который прошел 15—18 мая 2007 года в Минске.

Первый заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко обратил внимание на тот факт, что «наши предприятия, особенно крупные, вошли в новую фазу, инвестиционную». И в подтверждение привел цифры: в первом квартале при росте ВВП на 8,7 % инвестиции в основной капитал выросли на 25,1 %, по итогам прошлого года эти показатели составили 9,9 % и 31,4 % соответственно. Сегодня объем инвестиций в один крупный проект может исчисляться сотнями тысяч долларов. Промышленный форум, по мнению Владимира Семашко, это возможность «посмотреть и наши предприятия, и зарубежных участников, чтобы почерпнуть что-то новое и двигаться вперед». 

Форум уже давно стал не только местом для экспозиции последних промышленных достижений, но и площадкой для обсуждения насущных проблем отрасли. Темой одной из конференций стал промышленный маркетинг как способ повышения конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках. «В нашем министерстве современным методам продвижения товаров уделяется особое внимание, без этого работа на мировом рынке практически невозможна», — заметил начальник Управления внешних связей со странами дальнего зарубежья Минпрома Николай Стародынов. В этом году на промышленные предприятия ложится дополнительный груз ответственности, учитывая обстановку в отечественной нефтехимии. Уже сейчас доля Минпрома в общем товарообороте страны выросла с традиционных 22—23 % до 27—28 %. И не случайно для подведомственных предприятий запланирован более высокий уровень положительного сальдо внешней торговли. Николай Стародынов пояснил, что здесь нужно учитывать специфику работы отрасли — рост экспорта можно обеспечить только за счет роста импорта, поскольку необходимые сырье, материалы и комплектующие в немалом количестве поставляются из-за рубежа. Впрочем, взаимозависимость двух показателей внушает определенный оптимизм. Как правило, на 1-процентный рост закупок за рубежом приходится 2-процентный прирост поставок на внешние рынки. 

Специалисты опасаются, что на фоне успехов прошлых лет дальнейшая динамика экспорта будет выглядеть не столь обнадеживающе. Ожидается, что заложенные в Национальную программу развития экспорта на 2006—2010 гг. параметры пусть и будут выполнены, но, скорее, по нижней планке прогноза. Одна из причин — переход к рыночным принципам в торговле с Россией. Последние 6—7 лет отношения отечественных предприятий с российскими партнерами развивались в «несколько расслабленном режиме», считает Николай Стародынов. Однако для промышленников очевидно, что, несмотря на текущие трудности, белорусско-российское партнерство останется стратегически важным для обеих сторон. За долгие годы сотрудничества предприятия Беларуси и России пришли к глубокой кооперации в производстве. «Практически любая продукция наших предприятий несет в себе очень большую долю российского участия, иногда до 60—70 %», — поясняет представитель Минпрома. То же относится и к российской продукции, в которую вкладывается немало труда белорусов. Тем не менее трудности в торговле с Россией придают особое звучание теме диверсификации рынков сбыта. В последнее время руководство страны прилагает немалые усилия для развития отношений с такими государствами, как Китай, Венесуэла, Иран, и другими. «Политические решения и экономическая целесообразность не всегда одно и то же, — говорит Николай Стародынов. — Но если четко определены приоритеты, то результат будет соответствующим». 

Однако работа в Азии и на Ближнем Востоке требует особого внимания к ее специфике. Мало того, что она отнимает немало времени, так еще и осложняется высокими барьерами входа на рынки стран регионов. Так, например, в тот же Китай машиностроительную продукцию продать практически невозможно: существуют высокие входные пошлины, а сама политика Китая направлена на создание производств на собственной территории. Этот фактор приняли к сведению практически все компании мира, наладив выпуск своей продукции непосредственно в Китае. Во многих странах Азии и Ближнего Востока прогнозировать ситуацию с экспортом достаточно сложно. Вспомним, что в свое время Беларусь поставляла большие объемы продукции в Ирак, однако с началом военных действий экспорт сошел на нет. 

Несколько иначе ситуация выглядит на европейском рынке. Устойчиво растет экспорт белорусской промышленной продукции в Германию, Польшу, страны Балтии. Резкие колебания в поставках возникают лишь в торговле с теми странами, где в структуре экспорта преобладает монопродукция. Это прежде всего Франция, Италия, Великобритания, куда поставляется в основном продукция металлургии. 

Белорусы активно используют такой способ проникновения на рынки, как создание совместных предприятий, прежде всего сборочных. Но стратегия за последние годы несколько изменилась: если раньше зарубежный партнер занимался сборкой и реализацией самостоятельно, то сегодня и наши предприятия участвуют в продажах производимой продукции. Подобные проекты хорошо зарекомендовали себя в Польше, сейчас этот опыт используется для развития сотрудничества с Румынией, Китаем и другими странами. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter