«Наступает минута прощания, Ты глядишь мне тревожно в глаза...»

В Москве, на территории Белорусского вокзала, в рамках подготовки к 100-летию Первой мировой войны состоялось торжественное открытие скульптурной композиции «Прощание славянки»

В Москве, на территории Белорусского вокзала, в рамках подготовки к 100-летию Первой мировой войны состоялось торжественное открытие скульптурной композиции «Прощание славянки»

Именно от этих перронов тогда Витебского вокзала уходили эшелоны на запад, на фронты Первой мировой. И уходили они под звуки марша «Прощание славянки», пронзительного, торжественного и одновременно проникнутого грустью и горечью разлуки. Марш был написан русским офицером, музыкантом и композитором, штабс-капитаном Тамбовского полка Василием Агапкиным в 1912 году во время кровопролитной Балканской войны и сразу же завоевал популярность. А Первая мировая сделала его «главным» маршем русской армии на долгие годы, вплоть до наших дней. 

Церемонию открытия памятника музыкальному произведению возглавили министр культуры РФ Владимир Мединский и президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. В своей речи Владимир Мединский отметил, что «Прощание славянки» – это памятник-символ, который посвящен тому, что объединяет всех нас, – любви, чести, верности присяге».

Министр поблагодарил авторский коллектив молодых художников из мастерской скульптора Салавата Щербакова, сумевших передать в бронзе настроение и пафос мелодии.

– Постараемся, чтобы отныне мелодией марша на этом вокзале стали бы провожать и встречать пассажиров столицы, – сказал глава РЖД.

На торжественной церемонии присутствовала дочь автора марша – Аза Васильевна Агапкина, которая поделилась воспоминаниями о том, как под звуки «Прощания славянки» в исполнении сводного оркестра, которым на параде 7 ноября 1941 года дирижировал ее отец, солдаты уходили на фронт. 

– Когда начинаешь изучать события Первой мировой войны, поражает ее забвение, – рассказывает народный художник России Салават Щербаков. – Для историков, писателей, деятелей культуры, занимающихся подготовкой празднования юбилея, это особенно очевидно. Мы как бы изучаем эти события заново. Над памятником «Прощание славянки» мы работали совместно с Российским военно-историческим обществом, которое очень серьезно ведет эту тему, взяв на себя заботу о проведении юбилея. Над скульптурой  «Прощание славянки» трудились архитектор Василий Данилов и скульпторы Сергей Щербаков и Вячеслав Молокостов.

– Чем, по-вашему, объясняется феноменальная популярность марша Василия Агапкина «Прощание славянки»?

– Действительно, имя Василия Агапкина часто забывают. А помнят две вещи – прекрасное название, которое у всех ассоциируется с проводами женщиной любимого человека на фронт, и мотив. И очень часто не совмещают их. Но если сыграть этот мотив, каждый скажет – «я его знаю», потому что он на слуху. Марш звучит во многих фильмах, он прошел через весь XX век и стал символом проводов на фронт. Причем посвящен он не только солдату, но и его семье – матери, жене, невесте. Мы думаем не только о солдате в окопе, но и о тех, кто его провожал, за кого он пойдет в бой. Кто будет ждать его и, дай-то бог, радостно встретит у ворот, когда он вернется. Кто будет его оплакивать, если он погибнет. Вот и получается, что Родина начинается с семьи. Именно поэтому марш оказался, как говорят, знаковым.

– Кто позировал для скульптурной композиции?

– И профессиональные натурщики, и девушка из Донецка, с востока Украины, и студентки Академии Глазунова, поэтому образ славянки у нас слегка менялся во время работы. Пока скульпторы работали, солдат и славянка так и стояли, обнявшись. Одеты они, естественно, в одежду того времени – солдат в шинель и сапоги, славянка – в длинное платье. В плане композиции авторы не стали ничего изобретать, а запечатлели самый трогательный момент, когда люди сблизились, обнялись, а через секунду расстанутся. Собственно, отталкивались от текста первого куплета: «Наступает минута прощания, /Ты глядишь мне тревожно в глаза, /И ловлю я родное дыхание, /А вдали уже дышит гроза».

Персонажи наши стоят на круге, напоминающем пластинку граммофона. Расположен он на уровне брусчатки того времени, и на нем можно прочитать отдельные куплеты, которых в марше было очень много, и в разных версиях они пелись по-разному. Кроме того, можно прочесть и ноты. По кругу стоят гранитные скамьи для зрителей и два фонаря с геральдикой. На одном, где написано – 1914 год, видим Георгиевский крест, венок и оружие – пулемет «Максим», винтовку Мосина и маузеры. А на втором, где указана дата – 1941 год, автомат ППШ, пулемет Дегтярева и орден Красной Звезды. Эта пара могла так прощаться и в 1941 году, так что «Прощание славянки» проходит у нас через годы. Солдаты 1941-го были одеты почти в такие же шинели, разве что длинных платьев тогда не носили...

 КСТАТИ

Гродно и Сморгонь станут площадками памятных торжеств по случаю 100-летия Первой мировой войны

Гродненская область как один из наиболее пострадавших в годы Первой мировой войны белорусских регионов станет в августе 2014 года центральным местом проведения памятных мероприятий международного значения. В Сморгони намерены открыть мемориал памяти героев и жертв войны. Одновременно там состоится масштабная акция – митинг-реквием с участием представителей Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. В этот же день в Сморгони, при участии военно-исторических клубов и общественных объединений Беларуси, России и Украины, будет организована военно-историческая реконструкция фрагмента боя. К торжествам приурочат выставку «Дорогами Первой мировой». А в мае здесь планируется провести научно-практическую конференцию «Первая мировая война – взгляд через столетие». Выставки, реконструкции боев, исторические театрализованные инсценировки, культурно-просветительские акции планируется организовать в нынешнем году и в Гродно. В перспективе также музеефикация фортов Гродненской крепости, создание единого реестра воинских захоронений, мемориалов и памятных знаков.

На «Беларусьфильме» сняли картину о героине Первой мировой войны

Документальный фильм «Святая Римма» – совместный проект телекомпании «ВоенТВ» и кинокомпании «Беларусьфильм». Кинолента рассказывает о судьбе Риммы Михайловны Ивановой, русской сестры милосердия, погибшей на белорусской земле. Это единственная женщина в истории России, которая посмертно была удостоена ордена Святого Георгия 4-й степени. В годы Первой мировой Римма Иванова добровольцем пошла на войну и стала сестрой милосердия. В сентябре 1915 года в деревне Мокрая Дуброва под Пинском, когда погиб командир, она возглавила атаку 10-й роты полка и погибла. «Судьба этой девушки, которая в 21 год отдала жизнь за Родину, трогает и волнует нас и сегодня, – рассказывает автор идеи, сценарист, писатель Вячеслав Бондаренко. – Это значит, что ценности, которые были для нее святы – честь, долг, любовь к людям, Отечеству, – не подвластны времени».

Режиссером Валерием Карповым был снят фильм, в котором использованы кадры хроники, письма Риммы к родителям, впечатления солдат о ней. И писатель, и режиссер называют Римму идеальной героиней. Первый фильм о подвиге Риммы Ивановой был снят в ноябре 1915 года, но по неизвестным причинам был запрещен уже в январе 1916 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter