Упрощение административных процедур, институт прогнозирования последствий и новая специализированная организация по поддержке предпринимательства: как в стране в ближайшие 5 лет будут развивать деловую среду

Настройка климат-контроля для бизнеса

В ближайшие годы в стране продолжится работа по созданию стабильных, комфортных, конкурентных и предсказуемых условий для инвестирования и ведения бизнеса. Это предусмотрено в основных положениях проекта программы социально-экономического развития страны до 2025 года. Ставка делается на укрепление доверия делового сообщества к деятельности государственных институтов и оптимизацию регуляторной среды. Благодаря различным мерам ожидается, что доля малого и среднего предпринимательства в валовой добавленной стоимости страны к концу пятилетки составит не менее 33 процентов, а по индексу развития конкуренции Беларусь войдет в первую пятерку стран, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития. Подробнее о мерах развития деловой среды «Р» рассказал заместитель министра экономики Сергей Митянский.

На принципах диалога 

— Сергей Витальевич, в качестве одного из основных направлений формирования благоприятной деловой среды в проекте программы обозначено укрепление взаимодоверительного диалога бизнеса и власти. Как будет реализован данный инструмент на практике? 

— Участие общественности в правотворческой деятельности принесло положительные результаты в прошлой пятилетке. Именно поэтому мы рассчитываем, что формирование повестки регуляторных решений по-прежнему будет осуществляться при активном взаимодействии с предпринимательским сообществом. 

Участие деловых кругов в нормотворческом процессе продолжится через систему диалоговых площадок. Такой формат взаимодействия позволит минимизировать возможности принятия властью нерелевантных законопроектов, повысить качество правового регулирования и в последующем постоянно отслеживать правоприменение на местах. 

— В документе также говорится о необходимости развивать институты оценки регулирующего воздействия, саморегулирования и сорегулирования экономической деятельности. Расскажите подробнее о них. 

— Когда принимается тот или иной нормативный правовой акт, необходимо четко понимать цели, которых мы хотим достичь, и оценивать издержки, которые в связи с принятием документа могут понести бизнес, органы власти и граждане. Именно поэтому в республике необходим институт прогнозирования последствий: это обусловлено объективно существующей потребностью в повышении качества правового регулирования, действенности и эффективности работы Правительства. 

Оценка регулирующего воздействия предусматривает использование экономических инструментов анализа последствий принятия конкретных регуляторных решений для затрагиваемых этим регулированием групп заинтересованных. Одним из источников информации для определения не только экономических издержек, но и восприятия предлагаемых норм, а также возможных негативных последствий принятия нормативного правового акта является публичное обсуждение проекта. Вовлечение в публичное обсуждение широкого круга заинтересованных будет способствовать принятию более взвешенных и понятных актов.


В конце прошлой недели в Верхнедвинском районе открылось ООО «Красный Бор ЭкоПродукт». Частный мини-завод в промышленных масштабах перерабатывает мясо диких животных.

Саморегулирование бизнеса в ряде случаев может быть эффективной альтернативой государственному вмешательству в экономику, обеспечивая снижение государственных расходов на регулирование, большую гибкость и больший учет интересов участников рынка. Никто не знает особенности осуществления конкретного вида деятельности лучше, чем профессионалы в соответствующей сфере. 

Сорегулирование предполагает сочетание государственного и профессионального регулирования определенной сферы. Например, могут быть разграничены требования, влияющие на безопасность деятельности для окружающей среды (их определит государство) и влияющие на удобство, привлекательность, совместимость (их определят профессионалы).

— Еще один момент: планируется сократить сроки принятия административных решений по части предпринимательской деятельности. Не повлечет ли данный процесс к обратному эффекту — к снижению качества товаров и услуг? 

— Принятие решений о снижении административной нагрузки в конкретных сферах деятельности, отмена отдельных процедур не являются бездумным следованием моде на дерегулирование. Каждое такое решение принимается взвешенно, с учетом возможных рисков и угроз, на основании научных исследований и международного опыта. 

В ближайшее время будет издан указ, определяющий исчерпывающий перечень административных процедур для бизнеса. Системное выявление барьеров, препятствующих развитию предпринимательской деятельности, будет обеспечено создаваемой этим документом Межведомственной комиссией по административным процедурам. В ходе работы комиссии будут согласованы все регламенты административных процедур. Такая формализация позволит выявить излишние требования, закрепленные в нормативных правовых актах, а также будет препятствовать предъявлению дополнительных требований уполномоченными органами на местах. Кроме того, поэтапно все административные процедуры будут рассмотрены на предмет их упрощения или упразднения. 

Замечу, что предусмотренное программой формирование компактного, немногочисленного гос­аппарата невозможно без отказа от регулирования и контроля всего и вся. При этом цифровая трансформация экономики, переход к цифровому взаимодействию государства и бизнеса позволит сделать регулирование и контроль более эффективным и менее затратным для обеих сторон.

Новые ресурсы для развития 

— Ожидается, что импульс развитию деловой инициативы придаст переход на качественно новый уровень государственной поддержки МСП. Поясните, о чем идет речь? 

— Опираясь на лучшие мировые тенденции, мы пришли к выводу, что нам нужны изменения институционального характера, направленные на централизацию финансовой и нефинансовой государственной поддержки в «одних руках» — специализированной организации по поддержке предпринимательства. Предлагается полностью переформатировать инфраструктуру поддержки предпринимательства, повысив ее доступность и качество предоставляемых ею услуг в регионах. 

Не секрет, что государственные финансовые ресурсы в настоящее время ограниченны. При этом основной спрос на заемные финансовые средства удовлетворяются за счет банковского кредитования. В то же время на рынке наблюдается существенный недостаток доступных и квалифицированных консультационных услуг. 

Дальнейшему развитию и расширению сектора МСП в Беларуси препятствуют недостаточность управленческих и технических навыков, использование неоптимальных технологий, ограниченный доступ к рынкам и информации. Устранение этих барьеров может стимулировать создание компаний, повысить конкурентоспособность МСП и способствовать продвижению экспорта. 

Поэтому мы ожидаем, что основными задачами новой организации в части поддержки малого и среднего предпринимательства будут: 

• предоставление широкого набора услуг по поддержке предпринимательства (информационных, консультационных, образовательных, организационных, услуг аренды) уже работающим МСП и стартапам; 

• реализация проектов и программ, стимулирующих предпринимательскую деятельность; 

• мониторинг деловой среды и оценка потребностей МСП, а также спроса на услуги и их качество; 

• привлечение международных и прочих источников финансирования для реализации мер поддержки МСП и продвижения предпринимательства и самозанятости среди населения.

Жительница Молодечно Татьяна Гаранович открыла небольшую парикмахерскую за счет государственной субсидии.

Импульс на перспективу 

— Сергей Витальевич, а какие направления для реализации бизнес-инициатив видятся государству с точки зрения комплексности решения поставленных на пятилетку задач? 

— Мы видим возможности для участия бизнеса в развитии таких приоритетных отраслей и крупных межотраслевых проектов («проектов будущего»), как национальный электротранспорт, высокотехнологичная медицина, точное земледелие, фармацевтика и биотехнологии, умный город и умный завод, промышленный интернет, использование больших данных, зеленое строительство и других. 

Дополнительный импульс развитию небольших компаний придаст курс на масштабную локализацию производств, выстраивание вертикальных связей в рамках кластерной модели и межотраслевой кооперации с поставкой на конвейер, развитие субконтрактных отношений с партнерами из ЕАЭС, Союзного государства, КНР. 

Государство заинтересовано в привлечении частного сектора к созданию производств по углуб­ленной переработке местных сырьевых ресурсов: древесины, льна, торфа, плодов, овощей, ягод, дикорастущих растений. 

При этом важно подчеркнуть: только в том случае, когда меры государства по развитию инфраструктуры, совершенствованию законодательства и прямой поддержке отраслей дополняются вложениями бизнеса в создание новых производств и современных, хорошо оплачиваемых рабочих мест, можно добиться комплексного эффекта, реального результата для всей экономики и для благополучия граждан. 

konoga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter