Настройка канала

Ровно 5 лет назад Августовский канал широко раскрыл свои шлюзы...

Ровно 5 лет назад Августовский канал — уникальный объект белорусского инженерного зодчества первой половины ХIХ века — после долгого простоя широко раскрыл свои шлюзы. Однако завершившаяся реконструкция, которая обошлась почти в 40 миллиардов бюджетных рублей, ожидаемой отдачи не принесла. На канале мало что изменилось. Прокатишься на теплоходе, полюбуешься с борта судна живописной природой — вот и все развлечения.


Кафе, таверны, кемпинги, магазины, гостиницы, стоянки, рыбацкие зоны на Августовском канале пока «построены» только на бумаге и пылятся в чертежах на полках архитекторов. Все надежды — на богатого инвестора. Но частный бизнес до последнего времени не спешил вкладывать средства в канал. Возможно, сейчас все изменится. Указ Президента № 220 о создании специального туристско–рекреационного парка «Августовский канал», подписанный в конце мая, сулит инвесторам небывалые льготы. Парк войдет в состав свободной экономической зоны «Гродноинвест».


Заместитель начальника управления физической культуры, спорта и туризма Гродненского облисполкома Михаил Кажуро считает новый документ огромным шагом вперед. Но необходимо, по его мнению, идти дальше.


— Активному приезду на канал иностранных туристов мешают визовые проблемы, — утверждает мой собеседник. — Возможно, было бы правильно вообще отменить визы для граждан Евросоюза. Тогда отдыхающие в польском Августове смогут беспрепятственно и быстро приезжать к нам в гости. Также необходимо международный водный пункт пропуска «Рудавка — Лесная» сделать еще и сухопутным, чтобы там могли передвигаться велосипедисты, пешеходы. Многие туристы высказывают пожелание открыть автомобильный пункт пропуска «Софиево — Липщаны». Все это рядом с каналом. Уверен, что такие меры только бы усилили туристический поток и, соответственно, приток валюты в страну. И еще один актуальный вопрос. На мой взгляд, пора утвердить разработанное соглашение между белорусской и польской сторонами о судоходстве на пограничном участке канала длиной 3,4 километра.


Несмотря на давние заверения об окончании ремонта шлюзов на территории Польши, эта работа у соседей до сих пор не завершена. Поэтому теплоходы по всему каналу в обе стороны сейчас курсировать не могут, кое–где им мешают мосты. Разве что на байдарке прокатишься. Такие международные сплавы, кстати, стали популярными. Вот только гостям на своем берегу мы можем предложить разве что уху у костра да экскурсию в Гродно.


А программа отдыха была бы более разнообразной, если бы у деревни Черток Гродненского района, расположенной вблизи канала, в свое время построили гостиничный комплекс с рестораном и кафе. Проект этого объекта давно готов.


— Теперь, может, вопрос сдвинется с мертвой точки, — рассуждает Михаил Кажуро. — Чтобы стать резидентом парка и получить освобождение от многих налогов, надо вложить в реализацию проекта сумму, эквивалентную 200 тысячам евро. Это по силам даже среднему предпринимателю. Что же касается комплекса у деревни Черток, то его строительство обойдется значительно дороже. Но и здесь у инвесторов есть особые условия. Вкладываешь более 5 миллионов евро — избавляешься от трудоемкой и дорогостоящей работы по прокладке инженерной и транспортной инфраструктуры. Так что в зоне «Гродноинвест» ждут конкретных предложений.


Вдохнуть в канал новую жизнь и сделать его прибыльным поможет дворец в Святске, считают специалисты. Он расположен неподалеку от Августовской пущи и вблизи от гродненской трассы. Еще недавно святский комплекс сам стоял без настоящего хозяина и разрушался на глазах. Теперь шедевр белорусской архитектуры приобрел санаторий «Озерный» в Гродненском районе. Готовится проект реставрации этого памятника зодчества с полным набором услуг для отдыха.


Августовский канал — это своеобразный водный транзит между Польшей и Литвой. Но там можно отдыхать, и не пересекая границ. Правда, пока эта возможность ограничивается в основном разовыми поездками в выходной. Четкой системы по доставке туристов на канал, отметил Михаил Кажуро, до сих пор нет. В Гродненской области всего две фирмы, регулярно работающие на активный туризм.


И все же перемены, хотя и маленькие, на канале я увидел. Прямо передо мной по неторопливой августовской воде проплыл небольшой «трамвайчик». Прогулочный кораблик вез десяток пассажиров. Оказалось, что его спустил с собственных стапелей гродненский предприниматель Александр Дмитрович. Это уже третий «трамвайчик», сделанный его руками. Недорогой, экономный, непотопляемый, уютный. Скоро в первый рейс пойдет и новая плавучая гостиница–домик.


Справка «СБ»


Августовский канал соединяет Вислу с Неманом через польские реки Нетту и Бебжу, нашу Черную Ганчу. Его длина — 102,8 километра, по белорусской территории проходят 23 километра водного пути. Открытие канала состоялось в 1839 году. В мире существуют только два аналога подобных объектов гидротехнической архитектуры — в Швеции и Великобритании.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter