Настройка эфира

Как превратить количество музыки в качество?
Как превратить количество музыки в качество?

Громким событием культурной жизни страны на прошлой неделе стало официальное предупреждение Министерства информации, вынесенное трем радиостанциям — «Юнистар», «Хит–FM» и «Новое радио». Они нарушили принятое решение о соотношении белорусской и зарубежной музыки в эфире 75:25. Мера суровая, но ничего не возразишь… И Франция, и Германия, и другие страны жестко ставят вопросы приоритета своей культуры, вт.ч. песенной, перед «импортной». Да и откуда возьмутся у нас свои звезды, если FM-станции будут, в конце концов, бесконечно крутить зарубежную попсу? Принятые меры сдвинули камень. Сейчас белорусские исполнители получили широкий доступ к эфиру.

Но сегодня на повестку дня встает новый вопрос. Не о количестве, а о качестве аудиозаписей, художественном уровне мелодий и текстов песен. Радиослушатели пишут в редакцию, что недовольны тем, что радиостанции отдают предпочтение небольшой группе исполнителей. С утра до вечера теперь крутятся диски Алексея Хлестова, Алеси, Ларисы Грибалевой и группы «J_Морс». Музыкальные редакторы, в свою очередь, уверяют, что, кроме означенных артистов, в эфир ставить практически некого — не позволяют технические характеристики фонограмм и качество самого продукта. Может быть, назрело время для принятия новых решений. Будут ли они найдены в ближайшее время? Что нужно сделать, чтобы все остались довольны: и слушатели, и артисты, и радиостанции? Эти вопросы и обсуждались на рабочей встрече в Министерстве информации.

Сергей Булацкий, заместитель министра информации:

— Встречи с директорами FM–станций в Министерстве информации проводятся регулярно. Поводом для нынешнего разговора послужило уведомление, которое мы направили на радиостанции «Юнистар», «Хит–FM» и «Новое радио», о несоблюдении творческих концепций, заявленных самими вещателями. Иными словами, станции нарушили решение на треть заполнять радиоэфир белорусской музыкой. Мы не ведем такого уж скрупулезного подсчета. Допустимым люфтом считается 1 — 3 процента. Но если станция недобирает 10 — 15 процентов белорусской музыки, это считается грубым нарушением заявленной концепции. Решение о 75 процентах отечественной музыки относится прежде всего к так называемому линейному эфиру. И не распространяется на программы по заявкам и развлекательные передачи. Министерство информации дало радиостанциям, нарушившим соотношение, 7 дней на исправление ситуации.

На первый взгляд наша позиция может показаться несколько жесткой. Однако на сегодняшний день это является единственной возможностью сдержать засилье российской поп–культуры на рынке и дать возможность отечественным музыкантам занять лидирующие позиции в своей стране. Наше информационное пространство открыто как для российских исполнителей, так и для культурных достижений всего мира. Но если мы рассчитываем на подъем и продвижение нашей культуры и искусства, приоритет в стране должен отдаваться национальному продукту. В январе будет создан координационный совет, куда войдут все заинтересованные стороны — представители министерств информации и культуры, продюсеры и музыканты, чтобы сообща решать эту проблему.

Кстати, по поводу качества продукта. Еще со времени решения о заполнении эфира 50 процентами отечественной музыки мы наблюдаем бум самодеятельных записей. Однако существуют технические параметры, необходимые для пропуска песни в эфир. Министерство информации намерено внести на рассмотрение Правительства предложение о создании государственного продюсерского центра в помощь организации записи и поддержки молодых исполнителей. Художественный уровень текстов и мелодий остается на усмотрение вещателя, в соответствии с форматом вещания. Мы провели исследования рынка. Выяснилось, что для нормального функционирования радиостанций необходимо, чтобы в месяц появлялось 25 — 30 новых песен. За текущий месяц мы имеем всего одну новую композицию. Ситуация сложная. Но эти трудности временные. Мы надеемся не только спровоцировать творческий всплеск среди наших музыкантов, но и оказывать им реальную помощь. Уверены, что политика культурного протекционизма на радио в обозримом будущем окажется эффективной. Разовьется не только звукозаписывающая отрасль национального шоу–бизнеса, но и гастрольно–концертная деятельность. Ведь не секрет, что пока Беларусь является Клондайком для гастролеров из России. Наши артисты также должны иметь возможность выступать на лучших площадках своей страны на тех же условиях.

Сегодня мы обеспечиваем заполнение эфира на треть белорусской музыкой благодаря новинкам и уже существующим произведениям. Это лучшие песни двух–, трехлетней давности или композиции, вошедшие в золотой фонд нашей эстрады. Кроме того, белорусским музыкальным продуктом можно считать не только песню в исполнении гражданина Беларуси. Это может быть произведение белорусских авторов или авторов, имеющих белорусские корни. Мировой опыт показывает, что все испытывают трудности на этом пути. Важно понять: защита национальной культуры — один из важнейших приоритетов государственной политики.

Дмитрий Безкаравайный, менеджер белорусского каталога компании «Вест–рекордз»:

— Для нормального функционирования радиостанций наши артисты должны каждый месяц выдавать примерно 60 новых хитов. Пока таких песен только 15, в итоге, ориентируясь на десятку одних и тех же исполнителей, FM–станции постепенно превращаются в одну радиостанцию. Хотя многие помнят события двухлетней давности, когда государство приняло решение по поводу 50 процентов: чтобы набрать цифру 50 процентов, радийщикам тогда приходилось брать все, что им приносили. Но ведь через полтора года удалось–таки выйти на достойный уровень. Думаю, на этот раз, чтобы заполнить 75 процентов эфира качественной белорусской музыкой, нам необходимо определенное время. Главное здесь не стоять на месте...

Юрий Савош, продюсер Ирины Дорофеевой:

— Ди–джеи и музыкальные редакторы должны сами заниматься поиском новых артистов. Мы когда проехали Беларусь с гастрольным туром, насчитали около 50 исполнителей и групп, которые никогда и нигде не звучали, но дадут фору любой из раскрученных у нас звезд эстрады. Почему ди–джеи сидят и ждут, что им кто–то должен найти качественную музыку? Все без исключения радиостанции любой страны крутят исполнителей исключительно своей страны. Отчего, например, россияне не задаются вопросом: «Не многовато ли у нас в эфире звучит русской эстрады и попсы? Может, лучше американскую крутить? Тем более по качеству она раз в пять лучше российской». Абсурдно, не правда ли? Тогда почему у наших радиостанций возникает подобный вопрос: «Стоит ли им крутить белорусскую музыку?»

Владимир Пугач, автор песен и солист группы «J_Морс»:

— Необходимо распространить это государственное решение не только на эстраду. Ведь белорусская музыка и белорусская эстрада — это не синонимы. У нас в стране талантливых артистов, которых не показывают по телевизору, значительно больше, чем талантливых артистов, которых по телевизору показывают. Сегодня основной источник финансирования артистов — это государство, поэтому мы видим и слышим одних и тех же. А если расшевелятся частные инициативы и станут поддерживать наших музыкантов, коммерциализируется сама среда шоу–бизнеса и тогда в FM–эфире появится много качественной музыки. Как белорусскому артисту мне это государственное решение по поводу 75 процентов, конечно, на руку. Но как слушатель я сильно озадачен тем, насколько снизилось качество радиоэфира. Что ж, спрос на белорусскую музыку создан. Дело стало за предложением.

Тамара Лисицкая, ди–джей «Альфа–Радио», телеведущая:

— Надо работать, работать и работать. Радиостанциям и музыкантам. Как ди–джей «Альфа–Радио» я скажу, что для нас это сложно по причине нехватки музыкального материала. Я знаю, в Беларуси есть много талантливых музыкантов, которые на кухне под гитару исполняют классные песни. В принципе, я была бы очень рада, если бы такие люди поскорее нашли возможность и желание адаптировать свои песни к радиоэфиру.

Петр Елфимов, певец:

— Я поддерживаю решение государства о 75 процентах. Но огорчает, что в последнее время в радиоэфире появилось очень много однообразного продукта: на эстраде мало артистов с индивидуальной исполнительской манерой. Хотя в последнее время, признаюсь, меня частенько распирает гордость, когда я слушаю FM–эфир: понимаю, что многие наши артисты звучат отнюдь не хуже российских. Значит, умеем, если захотим, создавать качественный музыкальный продукт.

Василий Раинчик, народный артист Беларуси:

— Во–первых, сами радиостанции должны быть заинтересованы в том, чтобы получать качественный музыкальный продукт. Они сами должны проявлять какую–то инициативу. К примеру, за все время существования FM–эфира никто из радийщиков не обратился ко мне за музыкальным материалом. Однажды только Дмитрий Шунин из «Альфа–Радио» спросил: «Это вы написали песню «Любви прощальный бал»? Она мне очень нравится. Есть ли у вас современная запись этой песни?» И я пообещал ему новую запись песни в исполнении Виктории Олешко. По–моему, наши радийщики привыкли к тому, что кто–то должен им поднести, привезти... Может быть, это и правильно. Но я считаю, встречный звонок всегда можно и нужно сделать. Второе. FM–станции наверняка должны производить некоторые авторские отчисления авторам и исполнителям песен. На сегодняшний день запись песни — это довольно затратное мероприятие, и молодым исполнителям тяжеловато осуществить его без финансовой помощи. Талантливую молодежь нужно поддержать сегодня. Во Франции, например, уже давно пришли к тому, что национальную культуру необходимо сохранять и поддерживать государственной политикой. Очень хорошо, что и мы пошли по этому пути.

Алесь Кругляков, телеведущий:

— Я радио слушаю исключительно в машине. В последнее время, когда слышу иностранную песню, даже немного передергиваюсь: «Неужели они там еще остались?» Точно так же я волнуюсь, когда слышу, как белорусская группа перепевает Стинга. И про себя думаю: «Отчисляют ли наши исполнители Стингу за то, что используют его песни? И что думает РУПИС по этому поводу?»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter