Один день в мастерской художника Сергея Римашевского

Настроение оттепели

В просторной и светлой мастерской Сергея Римашевского на мольберте стоит небольшой холст «Оттепель», над ним работает художник. На стене висит портрет бородатого Льва Толстого. Мне кажется, что писатель водит глазами, шевелит кустистыми бровями, как только мы начинаем громко говорить и спорить. Странно, Сергея знаю давно, а у него в мастерской впервые. Но примерно так все и представлял. В дальнем углу отвернутые лицом к стене холсты. Диван, столик, кофе. За окнами ярко освещенный проспект Независимости.



Я видел много работ Сергея Римашевского. Знаком с поклонниками его творчества, с теми, кто коллекционирует полотна и приходит на все выставки. Слышал многочисленные восторженные отзывы, когда слова произносились шепотом и с придыханием. Это разные люди: по мировоззрению, положению в обществе, уровню образования. Слушал, кивал в ответ, но довольно долго не мог понять, чем занимается художник, как он берет зрителя. За что его так безоглядно любят и чем восхищаются?

Открытие случилось неожиданно на обычной выставке, где было всего два холста Сергея. Они не сильно отличались от его предыдущих работ. Те же дети, та же природа... Но я вдруг остановился и грустно улыбнулся. Римашевский — сказочник! Такой, как братья Гримм, Андерсен, Шарль Перро... А кто из нас не любит сказки? Если такие и есть, то они в меньшинстве. (Это я к количеству поклонников и поклонниц живописца.)

«Лесные ягоды»

Главные персонажи его живописи — дети. Причем они в том возрасте, когда маленький человек открывает для себя мир и верит в доброе, светлое, чистое, переживает искренне, по‑настоящему. Верит в то, что добро всегда победит зло и правда, в конце концов, восторжествует. Но самое главное, мир, в котором они существуют, кажется загадочным, чудесным и волшебным. Уже много лет из‑под кисти художника появляются одни и те же детские образы. Меняются только ситуации и настроение живописи... 

Есть у Римашевского и пейзажи, и натюрморты, и даже портреты. Но вся эта красота лишь дополнительный материал для его сказочных картин. Пейзажи, цветы, птицы, животные и ангелы становятся героями его новых полотен, начинают работать на главных героев — на мальчиков и девочек, открывающих чудесный мир.

«Забытое лето»

— Есть много хороших художников, даже мастеров замечательных, но если у него нет своей темы, то о нем мало кто будет говорить... Я на свою тему вышел вообще‑то случайно. Родилась дочь, подросла немного, и я написал ее. Это были не совсем портреты. На одном из холстов присутствовал даже попугай. Они оказались на выставке в Москве, их увидела хозяйка галереи в Голландии. Нашла меня через знакомых художников и предложила выставиться у нее. При этом попросила развить тему детей — в Нидерландах она популярна. Я сел и целенаправленно написал цикл картин с детьми. Почти все те работы были приобретены, — рассказывает художник, прохаживаясь по просторной мастерской.

— Ты хочешь сказать, что это галерейщица навела тебя на тему, помогла ее открыть?

«Случай на прогулке»

— Да! Именно! Сегодня художника чаще всего и формирует галерея, с которой приходится работать. И художник, хочет он того или нет, становится заложником ситуации. Ему приходится делать то, что востребовано рынком, то, к чему привыкли зрители и покупатели. Может быть, я и занялся бы чем‑то иным, идеи есть, но вынужден делать своих детишек. В свободное время пишу маленькие пейзажи, но они остаются в мастерской. Они пока не востребованы. 

Сказки бывают разные. Одни пугают, другие заставляют улыбаться. Но они всегда рассказывают о чем‑то очень важном и нужном. Примерно так же действуют и картины Сергея Римашевского. Смотришь на его лучшие холсты — и видишь там свои детские страхи, загадки, которые ставила перед тобой жизнь, ищешь ответы на вопросы, придуманные художником. Вспоминаешь себя в том же возрасте, что и дети на его полотнах. Радуешься, что все хорошо закончилось, что ты уже знаешь ответ на тот самый главный вопрос.

Вот чем художник и подкупает зрителя. И еще тем, что все его лучшие работы сделаны очень профессионально и, простите, — нарядны и красивы, хотя и не люблю употреблять это слово.



В каком времени происходит действие его картин? 

В сказочном! Это могло быть вчера, а может — завтра, а возможно, это современные дети нарядились и оказались в прошлом. Там, где замки, дворцы, дивные птицы и животные, сказочные города и небо. Вроде все придуманное, и только чувства маленьких рыцарей, принцесс, попрошаек, музыкантов и так далее — настоящие. Мальчишка волнуется, глядя на девочку, а она на него не смотрит. Но что‑то большое надвигается на этих детишек, и мы волнуемся, сопереживаем им и желаем, чтобы все обошлось, чтобы все сложилось.

Гамма детских чувств и переживаний бесконечна, и каждый раз, глядя на уже знакомую работу, открываешь что‑то новое, то, что упустил, не заметил. В какой‑то момент начинаешь понимать: все эти дети — автопортрет художника, его мысли и переживания. 

Кстати, сказки, какими бы они ни были страшными и драматичными, кончаются хорошо. Добро почти всегда побеждает зло. 

ladzimir@tut.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter