Настраиваемся на хорошее?

Минстройархитектуры назвало причину, по которой жилье может подорожать. Но пока цены падают Незначительное повышение стоимости “квадрата” в следующем году возможно, если Беларусь будет закупать природный газ дороже. По словам первого замминистра архитектуры и строительства Михаила Абрамчука, цена на энергоносители влияет на стоимость стройматериалов — кирпича, газосиликатных блоков, цемента (именно поэтому, кстати, цементные заводы собираются перевести на уголь). А удельный вес материалов в цене строительно-монтажных работ может достигать 60 процентов. Если, условно говоря, газ подорожает в 1,5 раза, то и стройматериалы будут стоить на 10—15 процентов дороже, а себестоимость вырастет на 5—7 процентов. Другое дело, что пока тенденции развития отрасли не только не дают оснований говорить об удорожании, но и наоборот — возможно падение, ведь объемы введенных “квадратов” возрастают.

Минстройархитектуры назвало причину, по которой жилье может подорожать. Но пока цены падают

Незначительное повышение стоимости “квадрата” в следующем году возможно, если Беларусь будет закупать природный газ дороже. По словам первого замминистра архитектуры и строительства Михаила Абрамчука, цена на энергоносители влияет на стоимость стройматериалов — кирпича, газосиликатных блоков, цемента (именно поэтому, кстати, цементные заводы собираются перевести на уголь). А удельный вес материалов в цене строительно-монтажных работ может достигать 60 процентов. Если, условно говоря, газ подорожает в 1,5 раза, то и стройматериалы будут стоить на 10—15 процентов дороже, а себестоимость вырастет на 5—7 процентов. Другое дело, что пока тенденции развития отрасли не только не дают оснований говорить об удорожании, но и наоборот — возможно падение, ведь объемы введенных “квадратов” возрастают.

— Сегодня коммерческое жилье продается по 3—3,3 миллиона рублей за метр, — говорит Михаил Абрамчук. — Это 1000—1200 долларов. Раньше мы говорили о 1,5—2 тысячах. Не думаю, что цена пойдет в рост. Посмотрите: очередники строят жилье по 550—600 долларов за “квадрат”. Такой цены нет ни в России, ни в Украине, ни в Прибалтике. В Москве соцжилье стоит 111 тысяч рублей за метр — около 3,5 тысячи долларов! Заместитель председателя Мингорисполкома Андрей Ясюченя также убежден, что цена не поднимается: нет причин. Правда, речь идет о жилье для нуждающихся. Метр в панельном доме сейчас стоит около 1,5 миллиона рублей. Напомним, что львиная доля строящихся в столице домов предназначена именно для очередников. Если в соседней России объемы строительства стремительно падают (в нынешнем году — минус почти 20 миллионов квадратных метров), то Беларусь не только достигла запланированных показателей, но и перевыполнила их: в стране возведено почти 3,1 миллиона квадратных метров жилья — на 3,3 процента больше. Еще пять лет назад это была годичная норма. Хотя сразу в нескольких областях дома строят с опережением, Минск не радует: здесь недосчитались более 180 тысяч “квадратов”, то есть возведено около 70 процентов от планируемого количества жилья. Как пояснил первый замминистра, отставание обусловлено рядом причин: в отличие от других городов в столице было много коммерческого жилья, и не каждый застройщик может приспособиться к высоким процентам по кредитам. Также город в свое время выделил площади разным инвесторам, которые из-за кризиса заморозили стройки. Сейчас нужно думать о том, чтобы максимально эффективно перераспределить территории. Есть и чисто “бумажные” вопросы: стоить помнить, что 70—80 процентов жилья в Минском районе строят горожане, хотя эти “квадраты” идут в зачет Минской области (здесь сдали почти на 100 тысяч квадратных метров больше, чем планировали).

Зачем белорусу тонна цемента

К 2012 году Беларусь собирается выпускать на 6 миллионов тонн цемента больше, чем сегодня. Получится больше десяти миллионов тонн, по тысяче кило на каждого жителя. На Белорусском цементном заводе в Костюковичах построят печь, которая одна сможет производить больше стройматериала, чем сегодня завод, — примерно 1,8 миллиона тонн. Аналогичный проект реализуют в Кричеве, причем новые мощности вынесут из городской черты. Такие огромные объемы выпуска цемента на трех заводах действительно нужны не только отечественной отрасли. — Наша промышленность ориентирована на экспорт, — поясняет Михаил Абрамчук. — Мы не можем потерять рынки сбыта в России, Украине, Прибалтике, эту нишу могут занять другие. В нынешнем году мы планируем поставить на экспорт 400—460 тысяч тонн цемента. По этой же причине наращиваются объемы выпуска щебня. Экспорт строительных услуг гораздо прибыльнее, если использовать не только свою рабочую силу и технику, но и стройматериалы — за рубежом наши специалисты готовы построить не менее миллиона квадратных метров. Проекты с Венесуэлой, Ливией, Ираком показывают, что услуга эта востребована, хотя “вклиниться” на зарубежные рынки непросто. Сразу на нескольких предприятиях открылось новое производство: высококачественного стекла — в Гомеле, узорчатого — в Гродно. Раньше мы ввозили его из Чехии и Польши, а теперь та же Польша готова его у нас покупать. Новый тип щебня — кубовидный — делают теперь в Микашевичах, этот стройматериал значительно повышает качество бетона и автодорожного покрытия. Однако достаточно большая часть стройматериалов идет не “в дело”, а отправляется на склад, как, например, кирпичи или газосиликатные блоки. К концу года рынки стран-соседей должны активно заработать, и проблема решится, прогнозирует Минстройархитектуры. В любом случае полгода отрасль отработала достаточно хорошо: на 16 убыточных предприятий стало меньше, а рентабельность повысилась с 7,7 до 9,2 процента.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter