Олег Кунцевич.
— Окончив школу, вы поступили в политехнический институт. Почему сделали такой выбор?
— Я родился в Орше, окончил школу № 2. Родители работали на инструментальном заводе. Планировал вместе с ними когда‑то работать и я. Но в первый год после окончания школы в институт не поступил. Математику знал хорошо, но подвели самоуверенность и невнимательность на экзамене. Нужные выводы сделал на всю жизнь. Устроился на инструментальный завод учеником оператора станков с ЧПУ. Через год, в 1990‑м, поступил в БПИ (сейчас БНТУ) на машиностроительный факультет.
К тому времени в стране уже все кардинально изменилось. Очень тяжелое было время. Я получал повышенную стипендию с разными доплатами, но денег не хватало. Разгружал фуры, брался за любую работу. Фактически трудился за еду.— По распределению куда попали?
— Никуда… Тогда оно было свободным. Предприятия простаивали, копеечные зарплаты задерживали. В итоге ушел в коммерцию.
— Со мной произошло чудо, которое я, технарь до мозга костей, объяснить не мог. Скажу так: после этого события у меня не было никаких сомнений, что существует и Бог, и мир нечистых духов. Я глубоко и со страхом задумался о смысле жизни, о реальности духовного мира. Правильные же знания о Боге и взаимоотношениях с Ним нашел в богатом опыте православной церкви. Начал ходить в храм, изучать Священное Писание, читать молитвы и духовную литературу.
В 2001 году взял отпуск и поехал поступать в Минскую духовную семинарию. К тому времени у меня уже были совсем другие ценности в жизни. Учиться было непросто, но интересно. Окончив семинарию на отлично по всем предметам, без экзаменов был зачислен в Минскую духовную академию. По ее окончании защитил кандидатскую диссертацию и издал научную монографию. С глубокой благодарностью вспоминаю всех, кто в тот период делился со мной своими опытом и знаниями.
— А крестились когда?
— Еще в детстве. Спасибо бабушке и родителям. Отец хоть и был коммунистом, но это предложение поддержал. Меня отвезли в деревню под Оршей, где без лишних глаз и покрестили. В те времена так делали часто.
— Сила креста и молитвы велика?
— Конечно. Но человеческая проблема в том, что, не имея личного опыта в этих вопросах, это невозможно понять и принять, как воздух, в свою жизнь. Это не познается теоретически, только через личную практику — молитвы (общение с Богом) и пост (смирение своих страстей).
— Нет, но ее подменяют обрядовостью, иногда высмеивают как пережиток прошлого. Так уже было в истории. Заканчивается такой период, как правило, тяжелым вразумлением людей. Через Божье попущение свершается то, что люди делают своими руками, отказавшись от Господа. Войны, экологические катастрофы и эпидемии организовывают или безбожники, или сатанисты.
Мир переживает период кризиса. Размыты или подменены понятия о духовности, стираются традиции поколений. Очевиден кризис семейных ценностей.
— Кто ваш духовный учитель?
— У каждого человека учитель — сам Бог. Его учение, отраженное в Священном Писании, направлено к каждому. Человек же сам принимает или отвергает Его добровольно.
— Когда и как вы стали настоятелем храма Воздвижения Креста Господня в Минске?
— В 2010 году митрополит Филарет предложил мне заняться строительством храма в должности настоятеля. Долгие пять лет оформляли документы, а построили быстро — за 3,5 года. Божьим промыслом нашлись и люди, профинансировавшие это строительство.
— Храм построен в византийском стиле, который не так часто встречается в Беларуси. Уникальны и колокола. Сколько их?
— Их всего 12. Впервые в истории на них использован белорусский национальный орнамент. На самом большом (весом 2 тонны) отлиты образы 11 чудотворных икон Пресвятой Богородицы, наиболее почитаемых в Беларуси. На других — 28 образов белорусских православных святых. Такого количества образов чудотворных икон и святых я не встречал. Также на колоколах отлиты 247 имен благотворителей и активных помощников строительства.
— Торжественное и одновременно скромное внутреннее убранство церкви подчеркивает трагизм событий, которые происходили в лагере смерти...
— Шталаг 352 действовал с июля 1941 по июль 1944 года. За приходской оградой начинается территория мемориального комплекса, где захоронено более 80 тысяч замученных советских военнопленных. Десятки тысяч уничтоженных жизней, не имевших никакой ценности в глазах тех, кто пришел на нашу землю с войной. Потомки этих убийц пытаются сейчас взять реванш. Удивительная цикличность времен…
— Вместе с храмом был открыт и музей, посвященный узникам лагеря.
— Создавался он и как дань памяти захороненным здесь мученикам, и как вразумление тем, кто верит, что на Западе нам хотят добра и процветания. От голода в лагере люди ели траву, червей и насекомых... Умерших не успевали хоронить. Как обращались с нашими людьми, также свидетельствуют тысячи захоронений и сотни сожженных вместе с жителями деревень. Пища для ума зачарованным сегодняшней западной пропагандой…
Героизм военнопленных был в том, что, погибая от голода и холода, они не переходили на службу к врагу. Эти люди, отверженные, безымянные и забытые, повторяли свой мученический подвиг изо дня в день, оставаясь чисты перед своей совестью и перед своей Родиной. И эти люди свою войну выиграли. Нам, сытым, живущим в тепле под мирным небом, сейчас не понять, что пережили они в то страшное время.Это место великой скорби и памятник мужеству наших соотечественников. Мы надеемся, что этот музей будет местом духовно‑нравственного воспитания подрастающего поколения, его вразумления от так называемых западных ценностей. Жизнь человеческой души вечна. И души тех, кто погиб в этом лагере смерти, заслуживают того, чтобы мы о них не только помнили, но и просили Бога о прощении их грехов, сохраняя тем самым для жизни вечной и свои бессмертные души.
— Ваш прихожанин Николай Гаврилов в книге «…И отрет Бог всякую слезу» описал трагедию концлагеря в Масюковщине.
— Его повесть основана на реальных событиях. Он много работал в архивах, встречался с бывшими узниками лагеря. В тексте есть герои с реальными прототипами. Эта книга меняет мировоззрение. Всем рекомендую ее прочитать — не пожалеете.
— Известны ли имена погибших?
— На сегодняшний день в списке около 16 000 человек со всего бывшего СССР. В музее выставлены деревянные балки, где видны некоторые имена и фамилии, оставленные самими военнопленными.
— Премия «За духовное возрождение» — приятная награда?
— Признаюсь, для меня это было большой неожиданностью. Создание музея — заслуга всего нашего прихода. Я же только представитель от всех нас. Делали мы это не ради наград. Столкнувшись с трагедией шталага 352, сразу решили, что при храме будет музей. Сегодня как никогда важно помнить все происходившее здесь. Народ, который не помнит свою историю, повторяет ее уроки снова и снова.
— Как духовно возродить нацию?
— Нужно воспитать несколько поколений, ощущающих себя белорусами со своей историей, которая началась не после развала СССР. Да, история наших земель многогранна и многообразна. Но мы — белорусы! И это факт, имеющий нестираемую печать в нашей культуре, языке, в нашей миролюбивой душе.
— Место ли Закону Божьему в школе?
— Во многих странах мира религиозное образование идет с образованием светским. В основе духовно‑нравственного воспитания нашего общества — многовековая православная культура. Только объединившись вместе — Церковь, государство и семья, — мы сохраним духовность, патриотизм и правильные семейные ценности. Верю с надеждой, что это — наше будущее.tyshkevich@sb.by