Сенненский и Бешенковичский районы празднуют 75-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков

Настоящие уроки мужества

Западная Двина на границе Шумилинского и Бешенковичского районов широкая — более сотни метров. Деревня Лобейки, что на пологом шумилинском берегу, практически опустела. На крутом бешенковичском ветер шумит в ветвях сосен да умиротворяюще плещутся волны реки. В расположенной неподалеку деревне Узречье не осталось стариков, которые бы помнили ожесточенный бой, проходивший здесь в 1944-м, ставший ключевым в освобождении Бешенковичского района. Очевидцы утверждали, что Двина тогда была красной от крови… 

Чтобы молодежь не забывала о подвиге освободителей, в середине 50-х на крутом берегу в Узречье у братской могилы, где покоятся 213 погибших красноармейцев, появился скромный памятник. Восьмерым из похороненных, к слову, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В конце 50-х памятник обновили, поставив фигуру воина, преклонившего колено. Именно в этом месте завтра пройдут главные торжества, посвященные 75-летию освобождения Бешенковичского района от немецко-фашистских захватчиков.

Благодаря успешным действиям подразделений 3-го Белорусского фронта 25 июня 1944 года были освобождены Сенненский и Богушевский районы (сегодня Богушевск входит в состав Сенненского района. — Прим.ред.). Чтобы замкнуть кольцо Витебского котла, советским войскам, участвовавшим в операции «Багратион», необходимо было форсировать Западную Двину. Здесь уже геройствовали бойцы 1-го Прибалтийского фронта. Части 6-й армии, двигавшиеся со стороны Шумилино, вышли к реке на участке от Бешенковичей до Уллы и, перейдя через нее, должны были отрезать гитлеровцам путь к отступлению на Минск и Лепель. Уже вечером 24 июня 199-й гвардейский стрелковый полк 67-й гвардейской дивизии первым переправился через Двину от деревни Лобейки к Узречью без серьезного сопротивления. Однако гитлеровцы, посчитавшие, что здесь будет нанесен главный удар, стянули к Узречью дополнительные силы и всю ночь контратаковали, обстреливая позиции красноармейцев из минометов. А когда у тех закончились боеприпасы, утюжили их окопы танками. В 8 часов утра 25 июня командир полка подполковник Дегтярев дал приказ покинуть правый берег. Гитлеровцы, рассказывает бешенковичский краевед Станислав Леоненко, беспрепятственно стреляли в спину даже отдельно плывущим красноармейцам:

— Бой был проигран. Полк потерял 600 человек убитыми и ранеными. Половину личного состава! Однако это позволило на других участках переправиться без особых проблем. В итоге 25 июня части Красной Армии освободили Бешенковичи. 26-го был освобожден весь район, а немецкие войска отступили в сторону Чашников. В Узречье до сих пор можно увидеть полузасыпанные окопы и воронки от мин и снарядов. С учениками Бешенковичской гимназии, где я работаю воспитателем, мы там часто уроки мужества проводим. Также туда приезжают родственники погибших и земляки похороненных Героев Советского Союза. В недавний День Победы там побывали байкеры из Надымского района Тюменской области — с родины погибшего под Бешенковичами Анатолия Зверева. Неоднократно приезжали в Узречье киргизские музыканты, чтобы почтить память Джумаша Асаналиева.

О подвиге еще одного Героя, погибшего в том страшном бою, мне рассказал бешенковичский предприниматель Сергей Пистунович, член Витебского областного общественного объединения военно-исторической реконструкции «Товарищи по оружию»:

— Гвардии ефрейтор Михаил Хватков на плоту неоднократно переправлял на правый берег Двины пулеметы и боеприпасы, а на левый эвакуировал раненых. Этот фрагмент боя с российскими и украинскими коллегами мы хотим обыграть во время реконструкции, которую планируем показать в Узречье 26 июня с применением пиротехники и холостого оружия. Кому-то такие реконструкции помогут лучше запомнить героические события 75-летней давности, у кого-то пробудят интерес к истории.

Не сомневаюсь, что такой интерес появится у бешенковичских и шумилинских школьников, которые приедут на митинг в Узречье. Также им любопытно будет послушать рассказы ветеранов. К слову, в Бешенковичском районе их осталось всего 14… Вот что вспоминает об операции «Багратион» 96-летний Михаил Игнатьевич Бобоед, награжденный накануне юбилейной медалью «75 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков»:

— С освобождением Бешенковичей началась моя армейская биография. В 41-м перед войной я сломал ногу, поэтому на фронт меня не взяли. А после освобождения райцентра в штабе 235-й стрелковой дивизии мне задали только один вопрос: «Автомат держать сможешь?» Я смог. И отправился освобождать Лепель, Полоцкий район, Ригу, Кенигсберг. Был награжден медалью «За боевые заслуги», орденами Красной Звезды и Отечественной войны. Я горжусь завоеванной Победой и скорблю по погибшим товарищам.

КОММЕНТАРИЙ 

Николай Заблоцкий, заместитель председателя Бешенковичского райисполкома: 

— В июле у братской могилы в Бешенковичах, где покоятся более 180 человек, погибших во время Великой Отечественной войны, пройдет перезахоронение. На территорию мемориала, где сейчас идет ремонт, перевезут останки шести советских военнопленных, расстрелянных у деревни Кривино, и пяти красноармейцев, изначально похороненных в деревне Долгое.

golesnik@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter