Ценой своих жизней летчики Андрей Ничипорчик и Никита Куконенко спасли очень много людей: детей, матерей...

Настоящие офицеры и патриоты

Героический поступок двух летчиков Лидской авиабазы — Андрея Ничипорчика и Никиты Куконенко, которые ценой своих жизней увели падающий самолет от жилых домов в Барановичах, не только подарил второй день рождения сотням жителей города, но и разделил на до и после жизни родных и коллег самоотверженных офицеров. С момента трагедии прошло полгода, но многие из них до сих пор верят: наступит день, когда откроется дверь и в комнату войдет, с немного виноватой улыбкой, тот, кого сейчас так не хватает…


Знакомство по бейджику

Анастасия Ничипорчик с мягкой улыбкой рассказывает историю своего знакомства с Андреем. Она тогда работала кассиром в магазине неподалеку от авиабазы. Удивительно, но статный летчик к девушке подойти не решился. Прочитал на бейджике ее фамилию и нашел в социальной сети. Долгое время переписывались, а первое свидание назначил под новогодней елкой. Решив сделать любимой предложение, романтичный Андрей пробовал договориться с администрацией магазина, в котором работала Анастасия, чтобы объявить о своей просьбе по громкой связи. Но так как разрешение ему на это не дали, просто подошел к ней и скромно попросил руки.

Анастасия НИЧИПОРЧИК с детьми.

— Согласилась сразу, — говорит Анастасия. — Знаете… Когда я впервые его увидела, то поняла, что очень давно знаю этого человека. У вас было такое чувство, когда только встречаешь человека, а кажется, что вы знакомы много лет? У нас случилось именно так. Сейчас у нас трое детишек. Старшему Алексею шесть лет. Андрей очень хотел, чтобы первенцем был сын. Родился Леша в День военно-воздушных сил. И сейчас он очень увлечен самолетами: собирает их из конструктора, выбирает маечки и даже носочки с их изображением. Потом появились Виктория, ей четыре года, и Максим — 31 декаб­ря ему исполнится два года. Андрей хотел именно троих. И отцом он был отличным. Старался быть примером для своих детей.

19 мая, вспоминает Анастасия, стоял обычный, ничем не примечательный день. Примерно в полдвенадцатого она позвонила мужу, чтобы уточнить какие-то детали по поводу ремонта в ванной комнате, но в тот момент у Андрея не было времени. Договорились, что наберет после прилета… 

— Осознание случившегося до сих пор не пришло. Такое чувство, что он вернется. Что он где-то в командировке. Ты не можешь с этим смириться, понять… У тебя еще живет надежда… От детей смерть отца утаивать не стали. Объяснили, что папа — герой, что ценой своей жизни он спас очень много людей: детей, матерей. Я всегда считала, что поступок Андрея и Никиты — это подвиг. Мой муж был настоящим офицером и по-другому поступить не мог. Для меня присвоение ему звания «Герой Беларуси» — подтверждение того, что я знала о нем всегда.

Праздник, отложенный навсегда

Вдова 22-летнего Никиты Куконенко Татьяна также до сих пор не может поверить в то, что ее муж больше не вернется домой. Молодые люди знакомы с третьего класса. Мама девочки работала там, и на одном из кружков, который она вела, дети и встретились. Татьяна помнит, что не стала скрывать свою симпатию от мамы и призналась, что ей очень понравился веселый рыжеволосый мальчик.

Татьяна КУКОНЕНКО.

Повзрослев, стали встречаться. Спустя какое-то время решили пожениться. Планировали сделать это весной прошлого года, но началась эпидемия коронавируса, карантин, изоляция в казармах. Вернулись к этой теме в конце лета, когда Никита уже служил в Лиде, а девушку ждало распределение в Витебскую область. Чтобы быть вместе, решили расписаться незамедлительно. Пусть без шикарной свадьбы, только для себя, но сделать это необходимо было срочно. Ради церемонии Никита даже ушел в самоволку. Но ему простили эту выходку, после того как он, счастливый, показал начальству штамп в паспорте. Этим летом собирались сыграть настоящую свадьбу: с платьем, гостями, родственниками, но… не судьба.

— Вопреки советам близких, я не стала ограждать себя от информационного потока, который выплеснулся после случившегося. Мне было важно для себя уяснить, что произошло, и сделать собственные выводы. И я их сделала. Главный из них: Никита и Андрей — высококлассные пилоты и замечательные люди. Они не могли поступить иначе. Муж любил летать. В этом была его жизнь. И если бы он выжил, а люди погибли — он летать бы точно не смог после этого. Когда узнала, что мой Никита посмертно представлен к званию «Герой Беларуси», то почувствовала гордость. И боль. Награды нужно носить. А не так — чтобы лежала в коробочке где-то на полке.

Когда ценишь жизнь

В 116-й гвардейской штурмовой авиабазе, где проходили службу оба летчика, их вспоминают с большой теплотой и уважением.

— Специфика нашей летной деятельности организована таким образом, что я как летчик и инструктор постоянно пересекаюсь с летным составом, — рассказывает командир авиабазы Александр Кривец. С ребятами летал как инструктор, как проверяющий. В кабинах нет званий — есть два специалиста, знающие свое дело. В свое время обучал обоих, выполнял с ними полеты. С Никитой Куконенко летал, когда он еще был курсантом. Давал ему допуск к первому самостоятельному полету на Як-130. Он тогда выполнил его с отличным качеством. Даже год не успел прослужить в нашей авиабазе, но за это короткое время успел хорошо проявить себя и как офицер, и как летчик. Андрей Ничипорчик был военным летчиком первого класса, то есть готов к полету во всех метеоусловиях, по всем видам и элементам летной подготовки. Более того, он был подготовлен как инструктор. Профессионал очень высокого уровня. 

Говоря о присвоении им звания «Герой Беларуси», Александр Кривец отметил:

— Весь наш состав это событие принял с гордостью за ребят и болью в душе. Если бы не эта приставка «посмертно»... Безусловно, они вписали свои имена в историю как пример мужества, самообладания и героизма, способности пожертвовать собой ради жизни других. Такое могут сделать только люди, которые очень любят жизнь, ценят ее. Но жизнь других ценят намного больше…

Командир звена учебно-боевой эскадрильи Сергей Горбацевич, командир учебно-боевой эскадрильи Георгий Мишаев и заместитель командира базы по идеологической работе Эдуард Жмакин.



Корреспонденты БЕЛТА пообщались с сослуживцами погибших в мае летчиков, узнали, как однополчане встретили новость о такой высокой награде, а также услышали их воспоминания о товарищах.

Старший летчик учебно-боевой авиационной эскадрильи самолетов Як-130 гвардии старший лейтенант Антон Ганевич:

— С Никитой мы дружили со второго курса: вместе проходили практику. Всегда помогали друг другу в быту, делились хитростями. У нас сложились теплые взаимоотношения. Это был очень общительный человек. С Андреем познакомился на практике. Это был мастер своего дела. Когда увидел, как он крутит пилотаж, серьезно впечатлился. Анд­рей был человеком с большим опытом, целеустремленным: хотел летать, учить других. Очень открытый человек. И Андрей, и Никита — оба были говорливые, веселые. В плохую погоду могли поднять любому настроение. Поэтому ребят очень сильно не хватает.

Новость о гибели Андрея и Никиты стала для меня шоком. Но их действия были такими, какими должны быть чисто по-человечески. Такому нигде не учат. То, что они пожертвовали жизнями, доказало, что у нас служат люди не с каменными сердцами. Новость о присвоении им звания «Герой Беларуси» воспринял с теплотой в душе. Они совершили настоящий подвиг.

Заместитель командира учебно-боевого звена учебно-боевой авиационной эскадрильи гвардии старший лейтенант Дмитрий Антыменюк:

— Андрей Ничипорчик был моим инструктором и научил всему тому, что я умею. У нас, с одной стороны, были отношения начальник — подчиненный, потому что я должен был во всем слушаться, а с другой — как отец и сын, так этот человек тоже тебя всему учит. Он был отзывчивым и мог найти подход к любому. С Никитой мы вместе учились, дружили. С таким добродушным парнем невозможно было не сдружиться. Своей улыбкой он мог рассеять любую будничную грусть. От одного взгляда на него самому хотелось улыбнуться. Их очень не хватает.

Когда узнал, что произошло, почувствовал дикое опустошение и грусть, как при потере близкого человека. Через время, когда эмоции улеглись, осталась боль от утраты. Их поступок правильный и единственно верный. Хотя не каждый может поставить на кон свою жизнь, чтобы спасти других. Мы были уверены, что их признают Героями Беларуси и их имена будут увековечены в истории. Не хотелось, чтобы о них забыли. Никита Куконенко и Анд­рей Ничипорчик — мужественные люди.

charjvskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter