Настоящие мужчины и отважная девушка

Корреспондент «СБ» поработала с огоньком
Корреспондент «СБ» поработала с огоньком

«Ах!..» — восторженно выдыхают зрители, глядя, как отважный киногерой одной левой побеждает вооруженного бандита, на ходу перепрыгивает из одного автомобиля в другой и выносит из объятого пламенем дома подвернувшую ногу белокурую красотку. Восхищаясь храбростью киношного персонажа, мы забываем, что на самом деле эти захватывающие дух трюки выполняют каскадеры, в то время как актер за кадром раздает автографы поклонникам. Решив узнать, каково же это — падать с пятого этажа, сражаться на средневековых мечах, висеть над пропастью и от души лупить по зубам лучшего друга, вместе с каскадерами Трюкового театра Вячеслава Аркунова я отправилась на тренировочную базу «Слепянка», где без всякого переносного смысла воспылала любовью к своей профессии...

Бутафория или действительность?

— Раз уж напросилась с нами, не надейся отсидеться в сторонке, сегодня ты на себе прочувствуешь все прелести каскадерского «житья–бытья», — инструктирует меня по дороге режиссер, актер и каскадер в одном лице Вячеслав Аркунов. — Трюки предстоит выполнить непростые, так что если почувствуешь страх или тревогу — сразу говори, и я научу тебя управлять чувствами. Помни: не боятся только идиоты и мертвецы, разумный страх в опасной ситуации спасает человеку жизнь.

Пока он с помощниками готовился к тренировке, решила осмотреть территорию. Место действия — небольшая площадка, со всех сторон огороженная забором. К стволу одной из сосен приколочена табличка — указатель «На Берлин», рядом — военный мотоцикл с коляской зеленого цвета, чуть дальше — телега, груженная шифером, и грузовик ГАЗ–51, каких даже на «Беларусьфильме» нет. Принадлежит вся эта раритетная техника благотворительному фонду «Память Афгана», члены которого тесно сотрудничают с Трюковым театром.

С ветерком!

Первым моим заданием было как раз проехать в коляске трофейного мотоцикла, который втрое старше меня. Могла ли я, однажды прокатившаяся с кареглазым байкером по улицам Могилева на «Хонде», вообразить, что пару лет спустя меня гораздо сильнее впечатлит короткая поездка по двору на «железном коне» пенсионного возраста? Нет, не могла. Но она впечатлила.

Уцепившись изо всех сил окоченевшими руками за верхнюю часть коляски, я с восторгом внимала хриплому урчанию мотора, скрипу снега под колесами и свисту ветра в ушах, наслаждаясь умелыми действиями водителя — каскадера и воина–интернационалиста Анатолия Орлова, который закручивал все более лихие виражи...

— Молодчина, честное слово, не ожидал, думал, после первого же круга попросишь остановиться, — похвалил меня Аркунов.– А теперь усложним задачу: Толя разгонится, а ты, как только я махну рукой, прыгнешь на землю...

Разве можно ослушаться режиссера? Вот и я не посмела. Во избежание травм ребята перебинтовали мне локти и колени, объяснили, как нужно прыгать и даже принесли меховые перчатки, чтобы во время падения ненароком ногти не сломала, — после такой трепетной заботы стыдно было бы смалодушничать и отказаться от исполнения трюка.

Очень медленно мы с Анатолием выехали за ворота площадки. Развернувшись, он посмотрел на меня и, ни слова не говоря, рванул с места... «Главное в нашем деле — доверие к людям, с которыми работаешь», — вспомнила я за секунду до Славиного взмаха слова одного из каскадеров и... прыгнула! Столкновение с землей произошло неожиданно быстро. Я, забыв перекатиться, взвыла от боли в руке (пару дней спустя на ней появился некиношный синяк сочного фиолетового цвета) и счастливо улыбнулась подавшему руку каскадеру Игорю Черкавскому: получилось...

Рисковые ребята

— Есть ли грань между риском и безрассудством? — интересовалась я у каскадеров во время перерыва.

— Прежде чем выполнить трюк, нужно тщательно продумать каждое свое действие, и тогда любая неожиданность будет встречена во всеоружии. — После короткого раздумья ответил Анатолий Орлов. — Да, ради хорошего кадра иногда рискуем, но безрассудству в жизни каскадеров места нет.

— В кино мы играем мерзавцев — воров, убийц, мародеров, полицаев — нас вечно обижают, бьют, убивают... Кажется, и в жизни должны быть такими же бесшабашными, но нет, на самом деле мы добрые и милые, — добавил Аркунов.– А легких трюков не бывает, каждый на 95 процентов состоит из подготовки, и только 5 оставшихся — непосредственно исполнение. Понапрасну я никогда не рискую — улицу перехожу только на зеленый свет, машину вожу строго по правилам, хотя многие удивляются: «Ты же каскадер, а ездишь, как простой смертный». «Именно потому, что смертный, так просто и езжу», — отвечаю.

Гори, гори ясно, чтобы не погасла!

Предмет гордости белорусских каскадеров — изобретенная ими 5 лет назад во время съемок фильма «Алхимики» горючая смесь, состав которой держится в строжайшем секрете, — благодаря ей они могут пылать в огне до трех минут, тогда как даже в Голливуде дольше 45 секунд еще никто не продержался! Уж сколько российские коллеги–конкуренты ни пытались купить или выведать тайный рецепт — не вышло. Быть может, это одна из причин того, почему московские режиссеры предпочитают снимать в Минске?

...С ужасом наблюдала я за тем, как каскадер Виктор Якубик обливает колодезной водой спортивные брюки и три свитера, которые мне предстояло надеть перед выполнением следующего трюка — на улице–то минусовая температура! «Ничего–ничего, скоро согреешься», — таинственно пообещал он, помогая натягивать мокрую одежду. Ритмично постукивая зубами от холода, едва попадаю в рукава пятнадцатикилограммового тулупа, тоже являющегося частью экипировки начинающего каскадера. Неуклюже, словно космонавт на Луне, выхожу на середину площадки и уже без возражений — будь что будет! — ложусь лицом в снег... Вячеслав щедро обливает мою спину сначала все той же водой, потом желтоватой жидкостью со смешанным запахом солярки и бензина (та самая поистине легендарная горючая смесь) — и как даст мне горящим факелом по хребту! Это сигнал того, что я уже горю синим пламенем!..

Илья Олейников, когда его «подожгли» в «Алхимиках», уже после режиссерского «Стоп! Снято!» сказал фразу, вошедшую в окончательный вариант фильма: «А что, хорошо сделано — тепленько так, нежарко»... Вот и я поднялась, прислушалась к своим ощущениям и... к изумлению многое повидавших за время съемок каскадеров пустилась в пляс! С полминуты изображала из себя ожившую матрешку, потом, повинуясь голосу Славы, обежала вокруг телеги, словно умирающий боец по–пластунски проползла несколько метров вперед, а затем как ни в чем не бывало вскочила и снова стала танцевать... Все еще пылая, поделилась с главным «алхимиком» впечатлениями.

— Как себя чувствуешь, тушить не пора?

— Подожди, такое же раз в жизни бывает! — вошла я в роль.

И правда, теплее чем до переодевания стало, приятно даже!.. И время как будто замедлилось — обычно я все инстинктивно делаю, а сейчас каждое движение продумывала, хотелось все четко, как в кино, исполнить. Будет что внукам рассказать!

— Вот уж не ожидал от тебя такой самоотверженной любви к газетной строке! — скажет впоследствии старший коллега, когда я в красках живописала ему свои приключения...

P.S. Не пытайтесь повторить трюки в домашних условиях — опасно для жизни.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter