«Настоящие гуру создают настоящие сладости»

Олеся САМСОНОВА окончила математический факультет Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины и Академию управления при Президенте РБ по специальности «экономика и управление на предприятии промышленности». Имеет двухлетний педагогический стаж. Работала в должности менеджера компании «МолСлад» дочернего предприятия СП ОАО «Спартак». С 2008 года — генеральный директор СП ОАО «Спартак».

Гендиректор ОАО «Спартак» Олеся Самсонова — о тенденциях, моде и конкуренции белорусской марки на рынке кондитерских изделий.

Олеся САМСОНОВА окончила математический факультет Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины и Академию управления при Президенте РБ по специальности «экономика и управление на предприятии промышленности». Имеет двухлетний педагогический стаж. Работала в должности менеджера компании «МолСлад» дочернего предприятия СП ОАО «Спартак». С 2008 года — генеральный директор СП ОАО «Спартак».

— Олеся Валентиновна, начнем с новогодних праздников, которые для вашего предприятия всегда проходят в очень напряженном режиме. Как успевали, кроме обеспечения заявок по изготовлению подарков, еще и заниматься благотворительностью?

— Понятно, что лучший подарок для детей и взрослых на Новый год — сладости, поэтому производство шоколада и шоколадных изделий к этому времени всегда увеличивается. Предприятие работало практически круглосуточно, и даже в выходные. А что касается благотворительности, то, как говорится, не делай добро напоказ. Мы периодически оказываем спонсорскую помощь в виде сладких подарков пациентам детской гематологии, обществу инвалидов по зрению, детям-сиротам и многим другим, кому в этой жизни с детства не очень повезло. В минувшем году на благотворительность было выделено 1,5 миллиарда рублей. Накануне нынешнего Нового года мы впервые провели масштабную акцию «Елка желаний» для детей-инвалидов Гомеля. Кроме сладких подарков и бесплатного угощения конфетами, мороженым и напитками, наша фабрика выступила спонсором концерта, участие в котором приняли звезды белорусской и российской эстрады, а также Прибалтики. Детям нужно делать подарки и устраивать праздники. Так считаю не только я, но и многие в нашем коллективе. Думаю, нынешний Новый год им запомнится надолго.

— После Нового года спрос на сладкую продукцию наверняка упал?

— Как сказать. Год на год не приходится. Но наша продукция на прилавках не залеживается. Особый спрос на сувенирный килограммовый и полукилограммовый шоколад. Перед новогодними праздниками мы даже не смогли обеспечить все заявки на эту продукцию, хотя работали с полной загрузкой. Осенью прошлого года наши наборы конфет «Melanie» по 848 граммов побили все рекорды по продажам. Поступают заявки в этом месяце не только по Беларуси. Азербайджан, например, в январе просит три вагона нашей шоколадной продукции.

Изделия ОАО «Спартак» знают и любят в нашей стране и далеко за ее пределами. Шоколад и шоколадная продукция реализуются в крупных городах 18 стран мира. Основными потребителями являются Россия, где у нас представительство в Москве и Санкт-Петербурге, а также Америка и Азербайджан. Давно сотрудничаем с Германией, Израилем, Грецией, Туркменистаном, Монголией. Открываем и новые рынки: в этом году были первые поставки в Чехию, Украину. В следующем месяце запланирована отгрузка кондитерских изделий в Прибалтику.  Стоит отметить, что благодаря хорошей работе торгового дома «Белкондитер» экспорт в Россию увеличивается, ко всему меняется его структура. Если мы раньше реализовывали в основном карамель, то сейчас 75 процентов составляют шоколад и шоколадные изделия.

— В изготовлении продукции «Спартака» используется так называемый критический импорт, то есть продукция, которая в нашей стране не производится — какао-бобы, орехи, изюм… Как удается и здесь выстоять?

— Действительно, фундук и изюм закупаем в Турции, а какао-бобы — в Гане. Это сырье позволяет нам выпускать продукцию высокого качества. В прошлом году были проблемы с валютой, и только благодаря инвестору нашей фабрики Марату Михайловичу Новикову, который предоставил нам валютный кредит, мы смогли на протяжении года работать бесперебойно. К тому же инвестор поддерживает социальную программу, направленную на помощь самым незащищенным слоям населения. Материальная помощь была оказана к 1 сентября каждому школьнику, а многодетные семьи получили по 1 миллиону рублей ко Дню матери. В прошлом году он оплатил путевки в Грецию 52 детям наших работников. Марат Михайлович принимает активное участие в жизни предприятия, разработках новых видов нашей продукции. При его участии создавался шоколад весом 1 килограмм и 0,5 килограмма и коробки конфет «Melaniе», которые сегодня пользуются особым спросом…

— Слышала, что на «Спартаке», согласно колдоговору, предусмотрен ряд льгот и социальных гарантий как для работников, так и для ветеранов предприятия, и что устроиться на работу к вам очень непросто.

— Наши работники, согласно коллективному договору, имеют выплаты к праздникам, бесплатные походы в бассейны и спортзалы, постоянные совместные поездки и экскурсии. Есть положение о ветеранах, в котором для тех, кто отработал на предприятии более 20 лет, предусмотрены разные виды помощи. В ветеранской организации насчитывается 711 человек. К каждому празднику они получают материальную помощь — за год более миллиона рублей каждому.

СП ОАО «Спартак» — одно из крупнейших предприятий пищевой промышленности Беларуси. Оно выстояло в годы Великой Отечественной войны, выжило в годы перестройки и с честью вышло из захлестнувшей весь мир волны кризиса. Фабрика сохранила старые традиции производства шоколада и кондитерских изделий, и в настоящее время продолжает развивать производство и наращивать объемы. Непростым был прошлый год для Беларуси, однако, несмотря на проблемы, «Спартаку» удалось успешно выполнить план: реализация продукции составила 104,4 процента, рост по экспорту — 151 процент к уровню 2010 года. В настоящее время фабрика предлагает на выбор более 400 наименований продукции, выпуская ежегодно более 22 тысяч тонн качественных кондитерских изделий — это вафли, печенье, шоколад и шоколадные конфеты, торты, карамель с различными начинками.

Побеседовала с молодым креативным генеральным директором ОАО «Спартак» Олесей САМСОНОВОЙ и стало понятно, что здесь на достигнутых успехах останавливаться не собираются. У руководства еще множество задумок и планов, которые, можно не сомневаться, обязательно будут реализованы.

Большое внимание со стороны наблюдательного совета, дирекции и профкома СП ОАО «Спартак» уделяется вопросу оздоровления работников фабрики и их детей. Согласно одному из пунктов колдоговора, путевку, как в санаторий Беларуси, так и в здравницы за ее пределами, работник оплачивает всего 30 процентов ее стоимости. Дети работников и ветераны труда оздоравливаются бесплатно. В 2011 году 75 человек отдохнули за счет средств предприятия в лучших белорусских санаториях. Кроме того, 220 работников оздоровились на знаменитом чешском курорте в Карловых Варах.

К слову, средняя заработная плата на предприятии с сентября — более 3 миллионов рублей. Текучести кадров на предприятии фактически нет, а потому нет необходимости набирать новых людей.

— Вернемся к продукции «Спартака». Какие новинки вы сегодня предлагаете сладкоежкам?

— Благодаря постоянной работе по улучшению и разработке новых рецептур сегодня мы создаем сладости, способные удовлетворять самые разные вкусы. Фабрика периодически обращается к настоящим гуру — создателям новых вкусов с мировым именем — для получения принципиально новых и эксклюзивных сладостей. Шоколадные конфеты с ягодным пюре, цельными орехами, ликерными, желейными, кремовыми начинками... В настоящее время мы продвигаем на рынок два новых бренда: «Melaniе» и «Konfetoff». «Melaniе» — продукция, имеющая более высокий ценовой сегмент и самое высокое качество. Это конфеты с различными натуральными добавками, ореховыми начинками, с цельным и дробленым орехами. «Konfetoff» с более низким ценовым сегментом, где используются ароматизаторы. Эти бренды успешно развиваются и уже нашли своего потребителя.

— Чем в будущем думаете порадовать своего покупателя?

— На предприятии идет проектирование новой линии по производству батончиков с нугой и мягкой карамелью. Такого в Беларуси еще никто не выпускает. Весной получим оборудование, и к лету, думаю, запустим ее в производство. Планов на будущее очень много. Нашей фабрике в прошлом году исполнилось 87 лет. Обновления требует карамельный цех, бисквитный и вафельный — есть уже наработки по этим производствам. А самое главное — наше предприятие постоянно делает упор на натуральные ингредиенты. Стараемся как можно меньше использовать заменителей и ароматизаторов. Мы не добавляем заменителей какао-масла, какао-продуктов. Ведется разработка новых рецептур, где идут составляющие — патока, сахар, цельные дробленые орехи, семечки, халва… Это будет очень вкусная шоколадная продукция, доступная для всех слоев населения.

— «Спартак» большое внимание уделяет не только качеству продукции, но и упаковке. Спартаковские конфеты даже визуально не отличить от импортного товара.

— Рынок кондитерских изделий очень капризный и сложный. У нас достаточно много конкурентов, и потому упаковка играет важную роль. Кроме того, наши изделия являются пищевым продуктом, и она прежде всего должна быть безопасной. Пищевой картон в нашей стране не выпускается, а потому закупаем его в Финляндии, Швеции и других странах. Для того чтобы создать продукт, который будет востребован не только в Беларуси, но и в других странах, мы часто обращаемся к зарубежным дизайнерам. Поэтому наша упаковка имеет достаточно привлекательный вид.

— В чем секрет успеха «Спартака»?

— Мы понимаем, что продукт должен быть не просто вкусным, но и полезным. О натуральности нашей продукции свидетельствует сертификат. На днях ждем подтверждения, что наши кондитерские изделия не содержат ГМО. Доказательством качества продукции являются и многочисленные награды на всевозможных выставках, в которых предприятие постоянно участвует. Наша продукция завоевала уже более полусотни медалей. Среди последних — золотые медали на конкурсе «Лучший продукт-2011» в рамках выставки «Продэкспо-2011» и на конкурсе «Продукт года» в рамках 20-й Международной выставки продуктов питания и напитков «World Food Moscow», дипломы победителей в конкурсе-дегустации «ГУСТ», г. Минск. 29 января состоится очередная ежегодная выставка в Германии, где мы также будем выставлять свою продукцию.

— Спасибо, Олеся Валентиновна, за интересный разговор! Желаем ОАО «Спартак» дальнейшего развития, исполнения всех задумок. Почаще радуйте своих потребителей вкусными новинками.

Наталья ВАКУЛИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter