Актриса Маргарита Терехова отмечает юбилей

Настоящая Маргарита

25 августа народная артистка России Маргарита Терехова отмечает юбилей. Несмотря на то что уже около 7 лет она не появляется на публике и ведет уединенный образ жизни из–за коварной болезни Альцгеймера, о Тереховой по–прежнему помнят, ее фильмы пересматривают, «желтая» пресса неутомимо изучает подробности ее личной жизни. Защитить себя Маргарита Борисовна уже не может, а на каждый роток не накинешь платок.


Ее прошлое — легкая добыча для любителей вчерашних сенсаций. Почти все ее героини в кино и театре — натуры страстные, эффектные, самодостаточные. Не потому ли такими убедительными получились у нее Миледи в экранизации романа «Три мушкетера» Александра Дюма Георгия Юнгвальд–Хилькевича и графиня Диана де Бельфлер в «Собаке на сене», что и в жизни Терехова была натурой увлекающейся и мятущейся? Даже в ее современных героинях из картин «Монолог» Ильи Авербаха, «Белорусский вокзал» Андрея Смирнова, «Зеркало» Андрея Тарковского, «Кто поедет в Трускавец» Валерия Ахадова было что–то неуловимо нездешнее.


Ее молчаливые крупные планы забыть невозможно, как невозможно повторить фирменные интонации Тереховой. Зрители полюбили и других героинь актрисы в картинах «Расписание на послезавтра» и «Давай поженимся», снятых на киностудии «Беларусьфильм». Позже профессионалы восхитились самоотверженностью, которую артистка продемонстрировала в психологических драмах начала 90–х «Отче наш» и «Только для сумасшедших». Помимо кино, театралы наслаждались ее работами в московском театре имени Моссовета. Публика валила валом на «Царскую охоту» в постановке Романа Виктюка. Спектакль стал легендой и продержался в репертуаре 25 лет. Совместной работой с Виктюком Терехова осталась довольна: «С Романом Григорьевичем Виктюком мне посчастливилось работать не только в «Царской охоте». Он делал замечательные телевизионные фильмы–спектакли. Например, вместе с моей дочерью Аней мы снимались в телеспектакле «Девочка, где ты живешь, или Радуга зимой».


От ее дуэта с Александром Домогаровым в другом костюмном спектакле «Милый друг» режиссера Андрея Житинкина по Мопассану летели искры! «Еще до начала репетиций коллеги пытались меня запугивать, мол, многие хотели работать с Марго, но ничего не получалось — она любительница поскандалить, навести шума, — вспоминал Житинкин. — У нее ведь характер булгаковской Маргариты — неуправляемый, непредсказуемый! Терехова доказала это, и не раз. Но мы превосходно сработались».


Неподражаемый голос, стать, неземная красота. Для многих творцов Терехова оказалась поистине роковой женщиной в реальной жизни. На копну ее вьющихся рыжих волос они летели, как мотыльки на пламя. Официально замужем она была три раза. Ее супругами являлись Вячеслав Бутенко (недолгий студенческий брак), болгарский актер Савва Хашимов, с которым они вместе снялись в картине «Бегущая во волнам» (он стал отцом дочери Анны), режиссер Георгий Гаврилов. Ей также приписывали романы с Андреем Тарковским, Алексеем Габриловичем (дело шло к браку), Игорем Тальковым, Марисом Лиепой, Александром Кайдановским... Отцом сына Саши называли таджикского директора трикотажной фабрики и позже политика Сайфиддина Тураева. Сам Тураев всячески отрицал свое отцовство и спустя годы.

Какие–то чувства находили отражение в творчестве. «Мне нравится смотреть на город из твоего окна», — написал и спел Игорь Тальков, с которым они организовали в 80–х театр «Балаганчик», про квартиру Тереховой на Большой Грузинской улице.

Психологи считают, что причина всех наших бед кроется в детстве. Маргариту Терехову воспитывала сильная, властная мать — Галина Томашевич, ведущая актриса Свердловского драматического театра. Отец Борис Терехов тоже служил в этом театре. Его уход из семьи больно ранил маленькую Риту. Всю жизнь она скучала по нему, то винила, то оправдывала... Говорят, и в актрисы пошла, чтобы однажды отец увидел ее на экране и пожалел, что когда–то оставил семью. Он объявился, когда она уже стала звездой. Они встретились во дворике театра, и оба заплакали. Невозможно было одной встречей восполнить десятилетние пробелы в общении... Отец Борис Терехов, несмотря на бурную личную жизнь, умер в одиночестве. По горькой иронии судьбы он уходил из жизни в костюме Деда Мороза — верном образе–кормильце для провинциальных актеров.


В 2005 году Терехова занялась режиссурой и сняла фильм «Чайка» по пьесе Чехова. Друзья и знакомые встретили картину глухим молчанием. «Никто из коллег ее особо не поддержал в этом начинании, — вспоминала позже дочь Анна. — Возможно, фильм был бы более успешен, если бы хоть кто–то предложил свою помощь в продвижении работы. После «Чайки» она просто выдохлась, у нее не было сил. Поэтому продолжать творческий путь стало невозможно. Да, сейчас мама болеет, у нее проблемы с памятью. Но не все так страшно, как пишут в прессе. Мы окружили ее заботой и любовью. У нее под рукой всегда есть любимые книги и фильмы с ее участием, которые она с удовольствием пересматривает. Ей это помогает и даже лечит ее».

Фильм «Чайка» Тереховой, который сейчас доступен в сети — интеллигентное и красивое кино, которое никак не назовешь неудачей. С прекрасными актерскими работами Юрия Соломина в роли Сорина и Андрея Соколова в роли Тригорина. Снялись тут и дети актрисы — Анна и Александр. «Психологический курьез — моя мать, — говорит сын актрисы Саша в фильме «Чайка». — Бесспорно талантлива, умна, способна рыдать над книжкой, отхватит тебе всего Некрасова наизусть, за больными ухаживает, как ангел; но попробуй похвалить при ней Дузе!» «Мама — сложный человек, — словно повторяет он эти слова и в документальном фильме «Маргарита Терехова. Отцы и дети».


После «Чайки» актриса все чаще уходила в себя, ее подводила память, она стала забывать друзей и знакомых... Тем не менее настойчиво просила свою подругу сценаристку Марину Шептунову написать сценарий о Ксении Петербургской. «Подумав, я отказалась, потому что нельзя сыграть святость», — признавалась Шептунова позже.

Последняя своеобразная роль Тереховой состоялась в фильме Михаила Косырева–Нестерова с говорящим названием «Поездка к матери». Актриса уже болела. Там звучит только ее голос за кадром. Картина получила призы на международных кинофестивалях, но в широкий прокат не выходила. Говорят, голосом актриса высказала всю тоску и по сыну, и по своей жизни...

Пожалуй, здесь можно вспомнить песню, правда, не из репертуара Игоря Талькова, а Валерия Леонтьева: «Опять одна, ты опять одна, ты ждешь звонка, дрожа слегка... И ты глядишь по ночам в окно, а ночью так за окном темно. Ты устала, устала ждать, а ведь когда–то умела летать. Маргарита, ведь ты не забыла? Маргарита — ты же помнишь, как все это было».

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter