Настоящая логистика

Задача логистика — доставка груза с минимальными затратами

Понимание того, что удобнейшее географическое положение Беларуси можно использовать во благо своему бизнесу, еще не совсем укоренилось в головах руководителей предприятий. Логистику они нередко воспринимают лишь как инструмент, влияющий на расходную часть бизнеса. Для них логистик — лишь ненужный посредник на пути между складом готовой продукции и потребителем. О том, что такие специалисты способны помочь им сократить издержки, они порой даже не задумываются...

— У  наших управленцев только недавно начало формироваться понимание того, что логистика — это не какая-то отдельная отрасль экономики, а неотделимая часть сферы торговли, транспортных услуг и предпродажной обработки товаров, — открывает нам глаза генеральный директор РУП «Белтаможсервис» Юрий Король. По словам руководителя, многие из директоров предприятий, в особенности тех, которые имеют свои развитые товаропроводящие сети, сегодня часто критикуют специалистов по логистике. Мол, их знания и умения — это не так уж и важно, а тому, как «правильно» перевозить товары из точки А в точку В, они сами научены.

На самом деле, главная задача логистика — не только обеспечить доставку груза, но и сделать это с минимальными затратами. А снижение затрат означает уменьшение себестоимости и в конечном итоге повышение конкурентоспособности продукции. Специалист договаривается с поставщиками о сроках, решает вопросы с транспортом, контролирует прохождение фур через таможню, подыскивает оптимальное место для хранения товара. Одним словом, налаживает бесперебойную работу всей цепочки: от закупки до поставки непосредственно потребителю. Считается, что грамотно организованная деятельность логистика способна сэкономить предприятию до 15 % расходов.

— В мире система выстроена совсем не так, как у нас: там производители занимаются производством, а поставка товаров поручается сторонним компаниям. Пусть у логистика голова болит, каким образом доставить груз. Единственное, что нужно знать заказчику, — это то, что в обозначенное в контракте время товар будет в оговоренном месте, — объясняет руководитель «Белтаможсервиса».

Надо сказать, некоторые страны на услугах перевозки и складирования товаров научились зарабатывать неплохие дивиденды. Германия, например, только за счет логистических услуг формирует примерно 20 % своего ВВП, Латвия — 10 %, Польша — около 12 %. О том, что Беларуси тоже было бы неплохо «монетизировать» свои географические выгоды, у нас всерьез задумались семь лет назад. В 2008 году в стране была утверждена госпрограмма развития системы логистики до 2015 года. Документ не только впервые назвал логистику логистикой и определил основные правила работы специализированных компаний, но и обозначил, где будут находиться главные стратегические точки на транзитной карте нашей страны. В полном соответствии с документом было определено 36 участков, на базе которых планировалось организовать специальные транспортно-логистические центры (ТЛЦ). За предприятием «Белтаможсервис» закрепили право строительства 7 подобных объектов.

— На текущий момент нами уже введены в эксплуатацию центры в Бресте и Гомеле, построена первая очередь центра «Минск-Белтаможсервис», а также «Минск-Белтаможсервис-2» в районе деревни Щитомиричи в Минской области. В сентябре нынешнего года планируем завершить строительство сервисной зоны приграничного грузового терминала «Козловичи-2». Остальные ТЛЦ достроим уже в 2015 году, — рассказал Юрий Король.

В ноябре прошлого года центр «Минск-Белтаможсервис-2» посетил глава государства, он ознакомился с его инфраструктурой и особенностями работы. Президенту понравилось, как реализован проект, но несколько сопутствующих поручений он все-таки дал. «Белтаможсервис» сейчас активно сотрудничает с местными властями в регионах с целью создания консолидационных складов товаров. Идет процесс подготовки к открытию сети магазинов беспошлинной торговли, оператором которых станет компания «МаркетЛига» — дочернее предприятие «Белтаможсервиса».

Считается, что новые транспортно-логистические центры, которые появляются на дорожных развязках как неподалеку от столицы, так и в областных городах, — это принципиально новые для Беларуси объекты. И по сервису, и по технологиям. Дело в том, что первыми на рынок логистики у нас выходили не специализированные операторы, а... строительные компании. Главная цель, которую они преследовали, заключалась не в том, чтобы оказывать клиентам полный спектр логистических услуг, а в том, чтобы построить центры, привлечь крупных международных игроков для того, чтобы те на условиях аренды работали на предоставленных площадях. Но такие компании, как немецкая «Schenker» или польская «Хатранс», к нам пока пришли лишь на уровне представительств и только-только начали размышлять о том, не начать ли «столбить» территорию. Тем более что после подписания в Астане в мае нынешнего года Договора о создании Евразийского экономического союза, который предполагает свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, перспективы открываются хорошие. Но белорусы тоже не лыком шиты. У нас в стране появились компании, которые сегодня не только достойно выглядят на внутреннем рынке стран Таможенного союза, но и составляют серьезную конкуренцию крупным европейским и российским операторам. Самый главный плюс — наши логистические центры способны оказывать услуги качеством не хуже, а по ценам — чуть ниже среднеевропейских. Даже российские компании, которые развиты получше наших, не без удовольствия заключают с нашими операторами партнерские договоры на оказание услуг на территории Беларуси. Для них это очень выгодно.

Еще один актуальный вопрос: нужно ли стране так много логистических структур? Тем более что недавно проведенные социологические исследования показали: многие белорусские предприниматели даже не планируют сотрудничать с логистическими операторами, а намерены решать проблемы собственными силами. Тем не менее специалисты считают, что мощности, созданные в Беларуси, наверняка найдут себе применение.

— Не могу говорить за коллег, но средняя степень загруженности складских комплексов «Белтаможсервиса» на сегодняшний день превышает 70 %. Это очень высокий показатель, — приводит доводы Юрий Король. По его словам, белорусский рынок логистики все еще делает первые шаги, но во многом он уже сформировался. Сегменты между компаниями поделены, обострилась конкуренция. Операторы соперничают друг с другом не только по уровню цен, но и в области высоких технологий. Хороший довод выбрать тот или иной ТЛЦ — уровень подготовленности специалистов, в их умении выполнять те или иные задачи.

Еще 10 лет назад перевозчики, везущие грузы из России в Европу и обратно, откровенно огибали Беларусь по касательной. Причин тому было немало. Среди них и нежелание не совсем честно работающих предпринимателей связываться с жесткой и принципиальной белорусской таможней, и более развитая придорожная инфраструктура стран Балтии. Сейчас ситуация в корне изменилась. В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) недавно подсчитали: за время, прошедшее с начала существования Таможенного союза, транзит грузов через нашу страну увеличился почти вчетверо. Перевозчикам проходить «лишние» таможенные пункты пропуска, теряя драгоценное время и деньги, уже не хочется. Да и качество оказываемых услуг у нас выросло многократно. Главным козырем многие компании называют цены и качество услуг логистиков, а также прозрачность и единообразие условий работы таможенных органов.

Таможенный союз и Единое экономическое пространство стали хорошим фоном для развития транзита. По оценкам бизнеса, на сегодняшний день именно таможенные органы стран «тройки», если сравнивать их с другими ведомствами, оказались наиболее организованы и сближены в однообразии применения и сближения законодательств и технологий. Взять, к примеру, электронное декларирование. Практика последних нескольких лет показала, что использование такой технологии упрощает и ускоряет процесс таможенного оформления и контроля, делает его прозрачным как для участника ВЭД, так и для таможни. Беларусь на фоне соседей в этом вопросе демонстрирует просто впечатляющие цифры — более 80 % экспорта и около 50 % импорта. В Казахстане, к примеру, к внедрению технологий электронного декларирования приступили только в 2013 году, причем по безбумажной форме оформляются лишь экспортные товары.

— Любая информационная технология повышает производительность труда, эффективность работы, — уверенно говорит Юрий Король. Это не голословные утверждения: предприятие, которое он возглавляет, в силу своего статуса было главной экспериментальной площадкой при внедрении всех таможенных нововведений. И электронное информирование, и подачу «цифровых» деклараций, и даже статус уполномоченного экономического оператора в свое время первым делом испытывали в автопарке «Белтаможсервиса». Кстати, качество работы белорусских таможенников отмечают не только эксперты стран ЕврАзЭС, но и влиятельных международных институтов, например Всемирной таможенной организации (ВТО).

Ожидается, что в течение действия госпрограммы развития логистики до 2015 года объем инвестиций в отрасль составит почти 1 млрд. долларов. Но это только начало. Наверняка нынешнюю программу сменит другая, учитывающая требования нового времени.

— Думаю, что к 2020 году рынок логистических услуг у нас будет выглядеть совсем иначе, потому как к тому времени в стране полностью поменяется сама структура торговли. Она будет самая современная: и производители, и торговые сети будут действовать воедино с логкомпаниями. Каждый будет заниматься своим делом: производители — производить, логистики — поставлять, сети — заниматься розничной торговлей. К тому времени в Беларуси будут построены мощнейшие терминалы, на которых будут работать крупнейшие мировые операторы, либо самостоятельно, либо через крупнейшие наши компании. В стране появится единая высокотехнологичная логистическая система, которая будет полностью интегрирована с аналогичными системами государств Евросоюза и ЕврАзЭС. И, наконец-то, в стране действительно будет создан институт менеджеров-логистиков — особая каста специалистов с высоким уровнем знаний, владеющих иностранными языками, разбирающихся в международном праве, в транспорте, в торговле, — прогнозирует Юрий Король.

Впрочем, специалист, рисуя картину близкого будущего, уверен еще в одном: вскоре логистика начнет приносить реальные деньги в бюджет республики. В конце концов, мы уже постигли азы науки о том, как, рационально распределяя ресурсы, получать от этого наибольшую отдачу. 

----------------------------------

Справка

РУП «Белтаможсервис» основано в 1999 году. Предприятие является крупнейшим оператором на рынке логистических услуг республики, принимает участие в выполнении мероприятий, направленных на повышение индекса логистики в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Busines). Прежде всего это касается сокращения документооборота, повышения компетенции операторов, автоматизации всех логистических процессов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter